стандартам, о которых упоминалось в начале лекции. К университетской
автономии, в рамках которой оптимально сочетаются фундаментальные и
прикладные исследования, а также опытные разработки. К научным школам,
позволяющим готовить научные кадры на действительных исследованиях, а
не на чисто имитационных, псевдонаучных диссертациях. К академиям
наук, представляющим собой действительные научные общества, а не
квазимафиозные структуры бюрократизации науки. В России для этого есть
все потенциальные возможности.
Лекция 19
ПРОГНОЗЫ В СФЕРЕ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ
На протяжении десятков тысячелетий жизни рода гомо сапиенс
смертность людей (особенно детей) была очень высокой. Средняя
продолжительность жизни не превышала 2030 лет. Это означает, что
подавляющее большинство умирало до достижения брачного возраста.
Нередко двое из каждых четырех родившихся умирали в детстве, а еще один
подростком. Бывали случаи, когда от эпидемии погибало до 3/4
населения нескольких стран Европы. Все это имело место и в России.
Но существовал и механизм, который позволял человечеству выживать
в самых тяжелых условиях. Это был механизм естественного отбора: из всех
родившихся детей выживали и воспроизводили потомство только самые
здоровые, которые передавали свои гены по наследству следующим
поколениям. Кроме того, существовали традиции, обычаи здорового образа
жизни. Наконец, существовала народная медицина и ее носители
народные лекари, знания которых тоже передавались из поколения в
поколение. В Советском Союзе, как уже говорилось, эта система
продержалась до середины 50-х гг.
Массовый переход от традиционного сельского образа жизни к
современному городскому в конце 50-х начале 60-х гг. окончательно
разрушил эту систему. Люди оказались во власти государственной системы
здравоохранения, которая была такой же экстенсивной и утопичной, как и
все остальное в странах «казарменного социализма». Предполагалось, что
каждый заболевший может бесплатно получить консультацию врача,
бесплатно лечиться в клинике или больнице, по символическим ценам
покупать лекарства. Для этого подготовили вдвое больше врачей на каждую
тысячу человек населения, чем в США, построили больниц на примерно
такое же количество коек. Однако при массовом выпуске большинство
врачей оказались посредственными или даже вовсе никудышными. Их
зарплата из скудного государственного бюджета не превышала мизерную
зарплату учителя или инженера и совершенно не зависела от качества и
результатов их труда. Поэтому они, как и все, часто лишь имитировали труд
врача. Кроме того, в их распоряжении было мало медицинского
оборудования и хороших лекарств. Поэтому вдвое большее число врачей
«пролечивало» за год вдвое меньшее, чем в США, число больных. Хорошее
медицинское обслуживание, как и любое другое обслуживание, сделалось
дефицитным, с далеко идущими негативными социальными последствиями.
Прежде всего, резко во много раз возросла заболеваемость.
Точнее, обращения за медицинской помощью. Тому было сразу несколько
причин.
|