Navigation bar
  Print document Start Previous page
 14 of 26 
Next page End  

Для научной психологии личности это фундаментальное методологи-
ческое открытие имеет решающее значение. Оно радикально меняет пони-
мание ее предмета и разрушает укоренившиеся в ней схемы, в которые
включаются такие разнородные черты или «подструктуры», как, например,
моральные качества, знания, навыки и привычки, формы психического от-
ражения и те6мперамент. Источником подобных «схем личности» является
представление о развитии личности как о результате наслаивания прижиз-
ненных приобретений на некий предсуществующий метапсихологический
базис. Но как раз с этой точки зрения личность как специфически человече-
ское образование вообще не может быть понята.
Действительный путь исследования личности заключается в изучении
тех трансформаций субъекта (или, говоря языком Л. Сэва, «фундаменталь-
ных переворачиваний»), которые создаются самодвижением его деятельно-
сти в системе общественных отношений¹. На этом пути мы, однако, с самого
начала сталкиваемся с необходимостью переосмыслить некоторые общие
теоретические положения.
Одно из них, от которого зависит исходная постановка проблемы лич-
ности, возвращает нас к уже упомянутому положению о том, что внешние
условия действуют через внутренние. «Положение, согласно которому
внешние воздействия связаны со своим психическим эффектом опосредо-
ванно через личность, является тем центром, исходя из которого определя-
ется теоретический подход ко всем проблемам психологии личности…»².
То, что внешнее действует через внутреннее, верно, и к тому же безогово-
рочно верно, для случаев, когда мы рассматриваем эффект того или иного
воздействия. Другое дело, если видеть в этом положении ключ к пониманию
внутреннего как личности. Автор поясняет, что это внутренне само зависит
от предшествующих внешних воздействий. Но этим возникновение лично-
сти как особой целостности, прямо не совпадающей  с целостностью инди-
вида, еще не раскрывается, и поэтому по-прежнему остается возможность
понимания личности лишь как обогащенного предшествующим опытом ин-
дивида.
Мне представляет, что, для того чтобы найти подход к проблеме, сле-
дует с самого начала обернуть исходный тезис: внутреннее (субъект) дейст-
вует через внешнее и этим само себя изменяет. Положение это имеет совер-
шенно реальный смысл. Ведь первоначально субъект жизни вообще высту-
пает лишь как обладающий, если воспользоваться выражением Энгельса,
самостоятельной силой реакции, но эта сила может действовать только через
внешнее, в этом внешнем и происходит ее переход из возможности в дейст-
вительность: ее конкретизация, ее развитие и обогащение –словом, ее пре-
образования, которые суть преобразования и самого субъекта, ее носителя.
Теперь, т.е. в качестве преобразованного субъекта, он и выступает как пре-
ломляющий в своих текущих состояниях внешние воздействия.
Деятельность как основание личности
Главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные «обра-
зующие» личности – этого высшего единства человека, изменчивого, как
                                                                
1
См.: Л. Сэв. Марксизм и теория личности. М., 1972. С. 413.
2
С.Л. Рубинштейн. Принципы и пути развития психологии. С. 118.
Hosted by uCoz