свои стороны, а после этого отвергает или отрицает их. Нетрудно догадаться, что эти изыскания
разжигают в человеке бесконечную гражданскую войну, ведь он никогда окончательно не уверен, что
хорошо, а что плохо.
Однако существует альтернатива этому, которую можно назвать естественным управлением.
Решение об отвержении в отношении управляемого человеческого поведения никогда не срабатывает.
Все человеческие тенденции заслуживают уважения. Вы не стали бы отрезать себе левую руку и
пытаться использовать только правую, так же как вы не пытаетесь ампутировать любую часть своей
личности. Однако, поскольку каждая сторона самости может быть выражена либо неразумно, либо
творчески, проблема становится проблемой выбора и ответственности. Таким образом, свобода в этом
смысле - это выбор и ответственность в отношении стиля, в котором выражает себя человек. Это не
отвержение или отказ от части себя самого, а, скорее, переход к осознанию того, что происходит, когда
мы все же выражаем себя так, что действуем в ущерб себе.
Я бы определил самоущербное поведение как манипулятивное, а креативное поведение как
актуализирующее. Актуализирующее поведение - это всего-навсего манипулятивное поведение,
выражаемое более творчески. Мы все манипуляторы, но, вместо того чтобы отвергать свое
манипулятивное поведение, мы должны пытаться трансформировать или модифицировать его в
актуализирующее поведение. Для этого ничего в себе отвергать не нужно.
Я согласен с идеей Фредерика Перлза о том, что в каждом из нас имеются две стороны - "собака
сверху" и "собака снизу". [(top dog, under dog) - роли в детской игре типа "царя горы", - прим.] "Собака
сверху" - это активная сторона - энергичная, доминирующая и авторитарная. "Собака снизу" - это
пассивная сторона - уступчивая и покорная. Каждая из этих сторон может выражаться либо
манипулятивным, либо креативным, актуализирующим способом.
Манипуляции необязательно являются необходимой или полезной составляющей аутентичной
жизни. В действительности чаще всего манипулятор не удовлетворен собой и своим миром. И хотя он и
нахватался многочисленных определений и концепций современной психиатрии и психологии, он ни
проверяет, ни осмысливает их, имея все возможности для этого. Слишком часто он использует
психологические концепции как рационализации, как способы увековечивания неудовлетворяющего
поведения. Манипулятор объясняет существующие несчастья своим прошлым опытом и наслаждается
собственными страданиями. Он использует свое знание о человеке как оправдание за социально
опасное и саморазрушительное поведение. Хотя он и ушел от детского "Я не могу (помочь себе) ",
теперь, как взрослый, он выражает это так: "Я не могу помочь себе, потому что... (я слишком застенчив; я
- интровертирован; моя мать отвергала меня) ". Потому что, потому что, потому что! ..
Психология ни в коем случае не оправдание для вновь и вновь воспроизводимого
манипулятивного поведения, - поведения, которое не позволяет человеку жить, реализуя максимум
своего потенциала. Цель психологии - не только пытаться объяснять поведение, кроме этого, она
должна помогать нам достигать самопознания, самореализации и независимости.
Рассмотрев феномен в общих чертах, давайте теперь перейдем к его конкретным особенностям и
познакомимся с манипулятором поближе.
Глава 2. Манипулятор
Манипулятором я называю человека, который эксплуатирует, использует или управляет собой и
другими как вещами в совершенно ущербной манере. Современный манипулятор эволюционировал из
той "научности", которой мы придаем особое значение, равно как и из нашей рыночной ориентации,
представляющей человека в качестве исследуемой, подвергаемой воздействию и манипуляциям вещи.
Эрих Фромм писал, что с вещами можно проделывать разнообразные манипуляции, как
например: анализировать их, критически рассматривать, вскрывать, анатомировать и так далее, при
этом не причиняя никакого вреда их природе, их естественной сущности, но человек - это не вещь /1/.
Нельзя вскрыть сущность человека, не причинив ему вреда, точно так же, как невозможно
манипулировать им, не делая ему при этом больно. Однако целью современной рыночной машины
остается достижение наилучших результатов на поприще взращивания этой "вещности" именно в людях!
|