либерализме», были смещены с руководящих постов и оказались во
«внутренней эмиграции» (некоторые подались и во «внешнюю»). Еще
десяткам, заклейменным проклятием «строгачей», было запрещено
выступать устно и печатно. В Институт конкретных социальных
исследований была направлена карательная экспедиция в лице нового
директора и его опричников, разогнавших 3/4 персонала, в том числе почти
всех ведущих «социологов» и всех до единого «политологов». Росчерком
пера были ликвидированы и Советская ассоциация научного
прогнозирования, и Общественный институт социального прогнозирования.
Полностью подавив всякую научно-прогностическую активность,
«директивные органы» вынесли типичное у нас соломоново решение: всю
научную деятельность в области прогнозирования возложить на Госкомитет
по науке и технике, а всю практическую на Госплан. Но так как
упомянутый Госкомитет отродясь никакой научной деятельностью не
занимался и не способен заниматься просто в силу своей организации (как,
впрочем, и остальные сотни министерств различных наименований), а
Госплан никогда не в состоянии был работать с прогнозами, ибо «устроен»
принципиально иначе, то на месте прогнозирования, понятно, воцарилась
пустыня.
Однако столь же хорошо известно, что никакое «свято место» долго
пусто не бывает, в том числе и прогностическое. Погромы погромами, а
жизнь бер¸т сво¸: куда же без прогнозов, когда на дворе последняя четверть
XX века, и весь мир в прогнозах? И «развитой социализм» вместо
«коммунизма к 1980 году» сохранил свои идеологические позиции. В 1972 г.
его начали дополнять «советским (социалистическим) образом жизни»,
противостоящим «буржуазному», как белое ч¸рному, и этой
пропагандистской кампании хватило до самого 1985 г. Но это не открывало
перспективы, которую прежде давали обанкротившийся «коммунизм к 1980
г.» и свернутые «косыгинские реформы». Без перспективы же всякая
идеология вообще и тоталитарная в особенности паралитичка. Поэтому
пришлось измышлять эрзац, который был найден в виде Комплексной
Программы научно-технического прогресса на 19761990 гг. и позднее еще
целого сонма таких же программ от Энергетической и
Продовольственной до сотен частно-отраслевых.
Для подготовки Комплексной программы была создана специальная
комиссия АН СССР из нескольких десятков рабочих групп общей
численностью свыше 800 человек. Работа шла около двух лет 15
торопились к XXV съезду КПСС (1976 г.). Каков был характер
представленных материалов, готовившихся в спешке по принципу
«принудповинности», т.е. волевым распоряжением начальства без какой-
либо предварительной подготовки и без каких-либо материальных
стимулов, сказать затруднительно. Ясно лишь, что, строго говоря, то не
были ни собственно прогнозные, ни собственно программные, ни
собственно предплановые, ни тем более собственно плановые материалы.
Так, некоторые чисто умозрительные соображения на перспективу
главным образом, в расчете повысить значимость своего учреждения и
выбить побольше ассигнований на «свою» отрасль. Главное же, они не
понадобились. Госплан сверстал очередную пятилетку 19761980 гг., по
старинке, «от достигнутого», для чего никаких прогнозов или программ не
требуется. Впрочем, то же самое относится к «Комплексным программам»
|