Navigation bar
  Print document Start Previous page
 12 of 55 
Next page End  

для пятилеток на 1981—1985, 1986—1990 и 1991—1995 гг. (последняя была
перечеркнута в зародыше политическими событиями 1989—1991 гг.)
Тем не менее, бурная квазинаучная активность, подчеркивавшая
растущую «научную обоснованность» пятилеток, была оценена по
достоинству как весьма выигрышная в политико-пропагандистском плане. В
1976 г. упомянутая Комиссия АН СССР была преобразована в Научный
совет из более чем полусотни комиссий. Сч¸т «задействованным» в них
научным работникам пошел на многие тысячи, на десятки тысяч. В 1979 г.,
когда была завершена работа над второй Комплексной программой (до 2000
г.), эту деятельность ввели в систему: первые три года каждой пятилетки —
работа над Комплексной программой, продлеваемой на следующие пять лет
(2005, 2010 и т.д.), четвертый год — работа над основными направлениями
(на следующие 10 лет), последний, пятый год — работа собственно над
завершением пятилетнего плана. Эта система явилась одним из основных
базовых элементов перестройки ¹ 4 — проектов реформ управления,
выработанных в 1979 г. к XXVI съезду КПСС (1981 г.), но так и оставшихся
проектами. После перестройки ¹ 5 (попытка реформ начатых в 1983 г.
преемником Брежнева — Ю.В. Андроповым, вскоре умершим и смененным
К.У. Черненко, который полностью восстановил брежневское статус кво) эта
система была достроена учреждением Института народохозяйственного
прогнозирования АН СССР, призванного координировать работу над
Комплексной программой. В таком виде она просуществовала до 1990 г.,
когда была фактически упразднена за ненадобностью, с весьма туманными
перспективами «перестройки» этой деликатной области «социалистического
планирования», особенно в условиях курса на «регулируемое рыночное
хозяйство».
Ирония судьбы: эта колоссальная система, по сути, — государственная
служба прогнозирования, в рамках которой трудились многие тысячи людей
(в том числе, добросовестные уч¸ные, высказывавшие ценные соображения
и дававшие конструктивные предложения), производила продукцию,
которой затруднительно дать наименование — прогнозная, программная,
предплановая, плановая, научная?.. Сомнительно любое определение.
Продукцию, которую игнорировали плановые органы, формировавшие
планы по традиции «от достигнутого». Продукцию, которая не имела
никакого значения, даже если бы учитывалась в практике планирования,
посколькy, как обнаружилось позднее, все наши пятилетки, начиная с 1928 и
кончая 1990 годом, были колоссальным политическим блефом,
пропагандистской «дымовой завесой», т.к. плановые задания не
выполнялись или «выполнялись» после соответствующей их «коррекции»
(понятно, в сторону занижения), в чем нетрудно убедиться, ознакомившись
с материалами любого съезда КПСС и с последующими результатами на
протяжении очередной пятилетки.
В этом свете становится понятной принципиальная засекреченность
всех прогнозных — точнее, квазипрогнозных — разработок и полная
«нецензурность» нашего будущего, в смысле «непроходимости» через
цензуру любых материалов о будущем СССР и человечества в целом, если
такие материалы грозили разоблачением тотальной лжи «социалистического
планирования». Понятна и горбачевская оценка прогнозирования как
сплошь «белого пятна». Заслуженная оценка!
Hosted by uCoz