образом жизни. Первые признаки наступления новой эпохи («заговор
Водолея») уже дают о себе знать: на смену «вертикальной» иерархии
бюрократических структур приходят «горизонтальные» сети
взаимодействия; на смену здравоохранению изначальное
«здравоохранение», с минимизацией медицинского вмешательства; на смену
образованию как средству повысить свой статус в обществе непрерывное
образование как процесс, как радость познания нового; на смену труду для
выживаниятруд как радость самореализации личности. И так далее.
Прямо-таки мечты утопистов XIX в., до марксистов включительно, только
шаг за шагом находящие свое воплощение в реальной жизни развитых стран
мира сегодня! И следует сделать все возможное, чтобы приблизить эпоху
Водолея целенаправленными усилиями.
Чтобы не создалось обманчивого впечатления, будто современная
альтернативистика представлена только симпатичными американскими
дамами с фамилиями, оканчивающимися на «сон», упомянем еще две книги,
вполне равноценные, на наш взгляд, предыдущим: Л. Броун (США)
«Созидание устойчивого общества» (1981) широчайшая панорама
альтернативистики, и Ж. Робен (Франция) «Смена эпох» (1989) с упором
на радикальную переориентацию экономики и политики, а также на
необходимость реморализации общества. Как уже говорилось, этот список
нетрудно дополнить еще несколькими десятками названий работ того же
качества.
Вместо того, чтобы перечислять названия, которым все равно не
хватит места даже для наикратчайших аннотаций, гораздо разумнее, по
нашему убеждению, задаться вопросом: почему десятки блестящих книг по
альтернативистике ничуть не менее, а в некоторых отношениях даже
более интересные, чем книги Кана и Тоффлера, первые доклады Римскому
клубу не получили в мировой аудитории того же отзвука, не дали того же
эффекта разорвавшейся бомбы? Виной ли тому изменение обстановки, когда
на первый план в глазах читателей выходят проблемы не столько будущего,
сколько настоящего распад Советской империи, предродовые судороги
рождения нового Багдадского халифата от Марокко до Индонезии, от
Казани до Южной Африки, смена противостояния СССР США
противостоянием США Зап. Европа Япония и т.п.? Или
психологическая усталость читательской аудитории от любой «литературы о
будущем», ничего, кроме неприятностей, не несущей? Или неспособность
самих авторов преодолеть психологический барьер неприятия всего
качественно нового, «пробиться» к читателю, «достучаться» до его ума и
сердца? Или что-то еще?
Собственно, попытки найти ответы на эти вопросы и составляют суть
настоящего курса лекций. Начать эти поиски, как представляется,
необходимо, в свою очередь, с вопроса: что имеется общего во всех работах
по альтернативистике при всех различиях между отдельными авторами?
Внимательный анализ литературы обнаруживает, что таких «пунктов
схождения» насчитывается ровно пять. Они же и составляют основные
условия спасения от катастрофы на путях перехода к альтернативной
цивилизации.
Во-первых, если не все, то подавляющее большинство авторов
считают, что коль скоро то или иное состояние общества в конечном счете
определяется состоянием энергетики, значит, переход к альтернативной
|