самым предполагает множество предметов исследования). Правильный
выбор предмета способствует выдвижению адекватных гипотез, успешному
решению проблем исследования.
5. Цель прогностического исследования модель решения проблемы.
Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым
критерием эффективности предпринятых теоретических, методических и
организационных процедур. Четкое формулирование цели одно из
важнейших методологических требований к программе исследования.
Следует иметь в виду, что в отличие от прогнозов в естественных и
технических науках, объекты которых почти или совершенно неуправляемы,
прогнозы в общественных науках осуществляются в отношении объектов,
практически всегда поддающихся видоизменению, в том числе посредством
действия на основе решений, принятых с учетом прогноза. Это делает
некорректным простое (безусловное) предсказание, т.к. происходит эффект
самоосуществления или саморазрушения прогноза средствами управления и
обуславливает методологическую ориентацию социального прогноза на
содействие повышения степени обеспеченности объективно принимаемых
решений, как бы заблаговременно «взвешивая» их последствия. Такая цель,
как уже говорилось, достигается разработкой сугубо условных предсказаний
в социальных прогнозах двух типов: поискового, цель которого
выявление перспективных социальных проблем, подлежащих решению
средствами управления, и нормативного определение альтернативных
путей оптимального решения перспективных проблем. С целью повышения
эффективности целеполагания, планирования, программирования,
проектирования, организационно-управленческих решений
разрабатываются соответствующие (целевые, плановые и т.д.) прогнозы
обоих типов. Для достижения поставленной цели необходимо
последовательно решить несколько задач.
6. Задачи прогностического исследования
это система конкретных
требований, предъявляемых к разработке и решению сформированной
проблемы. По отношению к цели, задачи необходимое средство ее
реализации, они указывают на возможность ее достижения с помощью
проведения процедур исследования. В совокупности задачи образуют
структуру исследования (предпрогнозная ориентация, построение исходной
модели и прогнозного фона, разработки поискового и нормативного
прогнозов, их верификация, выработка рекомендаций для повышения
эффективности управления).
7. Главным методологическим инструментом исследования являются
рабочие гипотезы, подтвердить или опровергнуть которые призвано
предпринимаемое исследование. При этом необходимы гипотезы двух
типов: 1) методологические (инструментальные): предположения, что
применяемая методика при таких-то условиях способна дать достоверные
результаты), 2) концептуальные (содержательные): предположения об
ожидаемом или желаемом состоянии изучаемого объекта в будущем.
В программе с самого начала должен быть определен период
основания прогноза (рестроспекция) отрезок времени, на котором
строятся динамические ряды развития параметров исходной модели в
прошлом и настоящем, и период упреждения прогноза (проспекция)
отрезок времени, на который рассчитан прогноз.
|