Панельный опрос экспертов
Следующую задачу определение значимости социальных целей
исследуемого объекта следует рассматривать в плане решения социальных
проблем. Последние ранжируют по степени важности и актуальности, но
теперь уже в диалектической взаимосвязи с целями. Для решения этой
задачи используют технику деструктивной отнесенной оценки, касающуюся
группы экспертных интуитивных методов, коллективное обсуждение
мнений и генерацию новых идей. Метод основан на хорошо известных
правилах проведения одной экспертизы и принадлежит к классу
управляемых экспертных опросов, но с такой степенью свободы
высказываний экспертов, которая позволяет рассчитывать как на
конструктивную критику даваемых оценок, так и на получение
оригинальных, нетривиальных оценок.
Сущность этой техники получения экспертных оценок заключается в
стимулировании творческого потенциала экспертов с помощью критики
(деструкции) предложенных оценок и выработки (отнесения) новых
известными приемами «мозговой атаки». Стимулирующий эффект
создается, во-первых, за счет искусственной элиминации ограничений при
высказывании критических экспертных суждений на первом
(деструктивном) этапе работы, во-вторых, за счет «расковывания»
творческого потенциала экспертов при высказывании оригинальных
конструктивных суждений на втором этапе работы (отнесение оценок), в-
третьих, за счет нового, неожиданного «видения» экспертом проблемы
глазами своих коллег по ходу дискуссии с ними. Все это позволяет
рассчитывать на высокую эффективность применения данной техники при
экспертизе сложных социальных явлений.
Наиболее эффективна эта техника при вынесении оценок,
предполагающих ряд альтернативных вариантов, один из которых может
быть расценен как оптимальный по заранее заданным критериям. При таком
подходе цель экспертизы сводится к определению набора альтернатив.
Кроме того, метод достаточно конструктивен при оценках, связанных с
выявлением факторов, влияющих на характер альтернатив.
Процедуры метода деструктивной отнесенной оценки включают
следующие этапы:
1. Составление проблемной записки (материала для обсуждения),
включающей описание процедуры опроса и формулировку предмета
обсуждения. Она начинается с постановки проблемы и перечня задач
опроса. Здесь очень важна четкость формулировки, поэтому сложные
объекты обычно расчленяются на более простые элементы.
2. Формирование экспертной группы. Оптимальная численность ее
найдена эмпирическим путем: один человек при рассмотрении
сравнительно простых вопросов, несколько больше при сложных.
Желательно, чтобы в группу включались эксперты с сильно развитыми
критическими наклонностями (модераторы), обладающие конструктивным
мышлением (генераторы), хорошо знакомые с одним из аспектов
рассматриваемой проблемы или со всей проблемой в целом. Желательно
также, чтобы в группе были представлены специалисты из разных областей
знания с высоким уровнем общей эрудиции.
3. Генерация идей на основе обсуждения проблемной записки по
правилам «мозговой атаки». Она начинается с того, что ведущий ставит
|