социальных потребностях нашей молодежи, а экспертам отвели более
подобающую им роль аналитиков полученных результатов, с целью
уточнения их и углубления необходимой интерпретации. Результаты
исследования обобщены в серии препринтов ИСИ АН СССР середины 70-х
годов и в заключительной коллективной монографии того же наименования,
с которой нетрудно ознакомиться.
Но данное исследование имело и еще один, так сказать, побочный
результат. Оно заставило глубже задуматься о причинах и особенностях
категорического неприятия «иного будущего» всеми почти нашими
респондентами, не исключая и экспертов. Проблема неоднократно
обсуждалась на семинарах. Была изучена дополнительная литература. В
результате родилась концепция «футурофобии» органического неприятия
человеком без специальной прогностической подготовки любого
представления о качественно ином будущем, расходящемся с привычным
ему настоящим. Об этой концепции бегло упоминалось в других научных
работах по прогностике, но не было практической возможности уделить ей
должное внимание, да вряд ли это было и осуществимо во времена застоя.
Не собираемся мы посвящать данной концепции и настоящую работу.
Однако при разработке проблемы прогнозного обоснования нововведений
разговора о «футурофобии» не избежать. Если этот эффект вне всякого
сомнения негативно сказывается на целеполагании, планировании, пред- и
постплановом программировании, проектировании, текущих
управленческих решениях, не носящих инновационного характера, то на
нововведениях, по самому их характеру, он сказывается самым
губительным, катастрофичным для них образом. И если «эффект
футурофобии» обязательно необходимо учитывать в целевых, плановых,
программных, проектных и организационных прогнозах, обслуживающих
соответствующие формы конкретизации управления, то в инновационном
прогнозировании он является, можно сказать, одним из основополагающих
моментов в принципе таким же, как «эффект Эдипа» в технологическом
прогнозировании, о котором нам предстоит не раз говорить в последующем,
так что без его учета всякая попытка прогнозного обоснования любого
сколько-нибудь существенного нововведения, по нашему убеждению, с
самого начала будет почти наверняка обречена на провал, тем более в
социосфере.
Вот почему мы начинаем рассмотрение теоретических вопросов
прогнозного обоснования социальных нововведений именно с данного
феномена в общественном сознании. Все 40 000 лет существования рода
гомо сапиенс (по некоторым данным, даже намного больше) человеческое
общество пребывало в состоянии, разительно отличающемся от
современного нам. Оно именовалось матриархатом, затем патриархатом,
отдельные стадии его развития называли дикостью, варварством,
цивилизацией, их подразделяли на несколько общественно-экономических
формаций и множество разновидностей общественного строя. Однако, при
всех различиях, первобытную общину и, скажем, английскую, германскую,
французскую деревню XVIII века, русскую деревню XIX начала XX века,
латиноамериканскую, азиатскую, африканскую деревню первой половины
XX в. (отчасти включая малые города и окраины крупных) объединяла
исчезнувшая или исчезающая ныне на глазах жесткость, стабильность, если
можно так сказать, окостенелость общественных порядков. Из этого
|