Сципион Сигеле: «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии»
10
преступления, которое совершено одним лицом, и это потому, что в первом и во втором
случаях участие, принимаемое антропологическими и социальными факторами, совершенно
различно.
Пюльезе первый изложил в брошюре, озаглавленной «О коллективном преступлении»,
доктрину уголовной ответственности за коллективное преступление. Он допускает
полу-ответственность для всех тех, которые совершили преступление, увлеч¸нные толпой.
"Когда, писал он , преступником является толпа или бунтующий народ, то индивид
не действует, как отдельный элемент, но представляет из себя каплю выступившего из берегов
потока, и руки, которыми он наносит удары, как бы сами собой превращаются в
бессознательное орудие".
Я пополнил мысль Пюльезе, попытавшись при помощи некоторого сравнения дать
антропологическую подкладку его теории: я сравнил в последующих главах преступление,
соверш¸нное под влиянием толпы, с преступлением отдельного лица, совершенным под
влиянием страсти.
Пюльезе назвал коллективным преступлением то странное и сложное явление, когда
толпа совершает преступление, увлеч¸нная чарующими словами демагога или раздраж¸нная
каким-нибудь фактом, который является несправедливостью или обидой по отношению к ней,
или хотя бы кажется ей таковым. Я предпоч¸л называть такой факт просто преступлением
толпы , так как, по моему мнению, существуют два вида коллективных преступлений , которые
необходимо ясно различать: есть преступления, соверш¸нные вследствие общего всему
агрегату природного к ним влечения, каковы: разбой, каморра, мафия, и есть преступления,
вызванные страстями, выражающиеся самым ясным образом в преступлениях толпы.
Первый случай аналогичен преступлению, совершенному прирожд¸нным преступником, а
второй такому, которое совершено случайным преступником.
Первое всегда может быть предупреждено, второе никогда. В первом одерживает верх
антропологический фактор, во втором господствует фактор социальный. Первое возбуждает
постоянный и весьма сильный ужас против лиц, его совершивших; второе только л¸гкое и
кратковременное спасение.
Итак, предложенная Пюльезе полуответственность за преступления, соверш¸нные
толпою, была справедлива если и не сама по себе, то как средство достичь намеченной цели.
Самым лучшим достижением желанной цели в каком-нибудь частном случае будет
по-видимому применение полуответственности, так как при этом преступление массы будет
наказано с большей снисходительностью, чем преступление одного индивида.
Но, говоря научным языком, полуответственность равносильна абсурду, особенно в глазах
людей, держащихся того мнения, что человек всегда вполне ответствен за все свои поступки.
Позитивная теория должна быть обоснована иначе.
Нам незачем искать, ответственны или полуответственны виновники преступления,
совершенного разъяр¸нною толпою, старые формулы, выражающие глупые идеи; мы
должны только найти наиболее целесообразный способ для того, чтобы им противодействовать.
Вот задача, которую нам необходимо решить.
II.
Прежде чем определить болезнь и прописать лекарство, необходимо сделать ей диагноз.
Точно также, прежде чем рассуждать о том, что такое преступление толпы и какие существуют
средства для его уничтожения, необходимо сначала изучить его в его проявлениях.
Итак, прежде всего мы исследуем, какие чувства заставляют толпу действовать, и затем
попытаемся изложить е¸ психологию.
"Толпа,
писал Тард , это груда разнородных, незнакомых между собою
элементов. Лишь только искра страсти, перескакивая от одного к другому, наэлектризует эту
нестройную массу, последняя получает нечто вроде внезапной, самопроизвольно
зарождающейся организации. Разрозненность переходит в связь, шум обращается в нечто
чудовищное, стремящееся к своей цели с неудержимым упорством. Большинство пришло сюда,
движимое простым любопытством; но лихорадка, охватившая нескольких, внезапно
|