Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 53 
Next page End  

Сципион Сигеле: «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии»
9
при помощи явлений, лучше, чем всякие другие, позволяющих исследовать е¸ законы и
обнаружить их действие.
Вот скромное предположение того, что мы намерены сделать в этом сочинении, чтобы в
конце концов быть в состоянии дать себе точный отч¸т в природе преступлений толпы и
опасности их для общества.
Глава первая. Психофизиология толпы.
Вопрос об уголовной ответственности сравнительно прост, если виновником
преступления является одно лицо. Напротив, он значительно осложняется, когда в одном и том
же преступлении участвует много лиц, так как тогда нужно исследовать участие, которое
принимал каждый в данном преступном действии. Но вопрос делается крайне трудным, когда
виновниками преступления является не несколько лиц, даже не много лиц, а очень большое
число их, столь большое, что его трудно точно определить.
Приведение в исполнение присужд¸нного наказания, л¸гкое в первом случае и более
трудное во втором, в последнем случае делается совершенно невозможным, потому что
неизвестно, где найти истинных преступников, и нет, таким образом, возможности их наказать.
Как же тогда поступают? Одни, следуя ужасному военному закону наказания через 10-го,
т. е., наказав нескольких человек, с успехом, но часто без всякого смысла, прекращают в толпе
волнение и внушают ей страх. Другие, следуя примеру Тарквиния (что бесспорно будет более
логично, но вс¸ же далеко не вполне справедливо), рассуждавшего, что для победы над врагами
необходимо поражать самых высоких, — наказывают главных зачинщиков и подстрекателей, в
которых никогда нет недостатка в толпе.
Поставленные между этими двумя нелогичными выводами, народные судьи часто
оставляют всех на свободе, поступая таким образом по словам Тацита, сказавшего, что «там,
где виновных много, не должно наказывать никого». Это и будет тот случай, когда, как говорит
Пеллегрино Росси, благодаря глупому рассуждению, виновные остаются безнаказанными.
Но справедлива ли безнаказанность? Если она справедлива, то на каком основании? Если
же наоборот, то каким же тогда образом противодействовать преступлениям, совершаемым
толпою? Ответить на эти вопросы и будет целью нашего сочинения.
I.
Классическая школа уголовного права никогда не задавала себе вопроса, должно ли
преступление, соверш¸нное толпою, наказываться так же, как преступление одного человека. И
это было вполне естественно. Ей было совершенно достаточно изучить преступление, как
юридическую субстанцию; преступник был у не¸ на втором плане; это был X , которого не
хотели и не умели определить. Для не¸ очень мало значения имело то обстоятельство,
происходил ли преступник от эпилептических или пьянствующих родителей, или же от
здоровых; принадлежал ли он к той или другой расе, родился в холодном или жарком климате,
был ли он до этого хорошего или дурного поведения. Знание условий, при которых было
совершено преступление, тоже казалось ей не имеющим значения. В е¸ глазах, как бы
преступник ни действовал: один ли, или под влиянием толпы, возбуждавшей и опьянявшей его
своими криками, — всегда причиной, толкавшей его на преступление, была его свободная воля.
За один и тот же проступок всегда назначалось одно и то же наказание.
При таком юридическом принципе действия судей были логичны; при отсутствии же
этого принципа их выводы должны были пасть сами собой. Это и случилось.
Позитивная школа доказала, что свободная воля — иллюзия сознания; она открыла
неизвестный до сих пор мир антропологических, физических и социальных факторов
преступления и подняла до юридического принципа идею, которая бессознательно уже
чувствовалась всеми, но не могла найти себе места среди строгих юридических формул, —
идею о том, что преступление, соверш¸нное толпою, должно судиться отлично от того
Hosted by uCoz