Сципион Сигеле: «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии»
8
или один перед другим, т. е. что они будут прочно соединены между собою. Ясно на самом
деле, что смешай я эти же самые кирпичи без всякого порядка, кое-как, и агрегат, мною
полученный, будет очень мало (или даже совсем не будет) разниться от того, какой бы я мог
получить, смешивая камни, различные как по форме, так и по величине.
Перенеся это наблюдение на социологическую почву, мы сделаем тот вывод, что
случайные, неорганические соединения людей, каковы: суд присяжных, театральные зрители,
толпа, не могут, при проявлении своего характера, воспроизвести характер составных единиц,
точно так же, как неопредел¸нная и беспорядочная куча определ¸нного вида кирпичей не
может дать прямоугольной формы каждого отдельного кирпича.
Как в последнем случае необходимо правильное расположение всех кирпичей, чтобы
выстроить стену, так в первом случае, чтобы агрегат представлял характер своих составных
единиц, необходимо, чтобы эти единицы находились в постоянной и органической связи между
собою, каковы, например, члены одного и того же семейства или члены одного и того же
общественного класса.
Итак, не только однородность, но и органическая связь между единицами необходимы для
того, чтобы составленный из них агрегат воспроизводил их характерные особенности.
III.
Простое и логическое заключение, вытекающее из сделанных нами выше наблюдений,
может быть вкратце резюмировано следующим образом: Принцип Спенсера характер
агрегата определяется характером единиц, его составляющих, совершенно точен и может
быть применим во всей своей полноте в том случае, когда речь ид¸т об агрегатах, составленных
из однородных и органически между собою соедин¸нных единиц; но он переста¸т быть
совершенно точным и может быть понимаем только в очень узком смысле, когда говорится об
имеющих малую однородность и ничтожную органическую связь единицах.
Наконец он делается совершенно ложным и неприменимым, когда агрегат состоит из
неоднородных и неорганических единиц.
Эта эволюция в применении Спенсерова принципа к человеческим агрегатам ясно
указывает нам на то, что там, где эти агрегаты однородны и связаны органически, они
управляются социальными законами, которые, как мы сказали, хотя и более широки, но
параллельны законам индивидуальной психологии, тогда как, по мере того, как агрегаты
делаются менее однородными и органическая связь их уменьшается, возможность применять
к ним социальные законы делается гораздо меньшей, и последние заменяются законами
коллективной психологии, которые, как было сказано, совершенно отличны от законов
индивидуальной психологии.
Коллективная психология занимает совершенно другую сферу и в сво¸м развитии ид¸т по
пути, диаметрально противоположному социологии; она имеет права гражданства там, где
последняя вовсе не имеет места, и е¸ законы управляют там, над чем социологические законы
потеряли свою власть.
Чем более временно и случайно собрание индивидов, чем более оно является
неорганическим, тем далее отстоит оно от Спенсеровой аксиомы и тем скорее входит в сферу
наблюдений коллективной психологии.
Среди названных нами человеческих агрегатов, более или менее разнородных и
неорганических, каковы: суд присяжных, съезды, театры, вообще всякого рода
кратковременные собрания, которые более чем всякие другие не подчинены законам
социологии и вполне управляются законами коллективной психологии, можно, если не
ошибаемся, назвать толпу.
В самом деле, толпа представляет из себя человеческой агрегат, разнородный по
преимуществу, так как она составлена из индивидов обоего пола, всех возрастов, классов,
социальных состояний, всех степеней нравственности и культуры, и по преимуществу же
неорганический, так как она образуется без предварительного соглашения, произвольно,
неожиданно.
Изучение психологии толпы будет, таким образом, изучением коллективной психологии
|