Navigation bar
  Print document Start Previous page
 7 of 53 
Next page End  

Сципион Сигеле: «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии»
7
сомнения в том, что очень часто принцип Спенсера оказывается весьма несостоятельным, —
принцип, гласящий, что характер агрегата определяется характером единиц, его составляющих.
Ферри предчувствовал эту истину, говоря:
«Совокупность нескольких способных людей не всегда служит гарантией их общей
способности: собрание здравомыслящих людей может быть лиш¸нным единодушия, как в
химии от соединения двух газов может получиться жидкость».
Вот почему он заметил, что между психологией, изучающей индивида, и социологией,
имеющей целью целое общество, есть место для особой части науки, которую можно назвать
коллективной психологией . Эта последняя должна заниматься исключительно такими
совокупностями индивидов, каковы например суд присяжных, собрания, съезды, театры и пр.,
которые не подчиняются ни законам индивидуальной психологии, ни социологическим
законам.
Интересно однако знать — независимо от того, что выяснил Нордау — почему эти
собрания людей дают результат, подрывающий аксиому Спенсера? Причин этому много, так
как вообще причины всякого явления всегда многочисленны; но в данном случае их можно
свести к двум главным, именно: собрания эти неоднородны  и, так сказать, неорганические .
Очевидно, — нет потому и необходимости обращать на это внимание, — что аналогия
между агрегатом и составляющими его единицами возможна только тогда, когда эти единицы
равны или, выражаясь точнее, весьма между собою схожи. Соединение единиц, которые
отличны друг от друга, не только не даст агрегата, воспроизводящего разнообразные черты его
единиц, но даже и совсем не может дать какого бы то ни было агрегата. Человек, лошадь, рыба
и насекомое не могут образовать друг с другом никакого агрегата.
Здесь мы видим подтверждение встречающегося в арифметике правила, по которому для
сложения нескольких слагаемых необходимо, чтобы они были однородны. Нельзя складывать
фунты со стульями или монеты с животными. Если бы мы во что бы то ни стало желали
сложить такие величины, то получилось бы число, не имеющее ровно никакого смысла.
Если же аналогия между характером единиц и характером их агрегата возможна только
тогда, когда эти единицы имеют, по меньшей мере, хотя бы некоторую степень сходства (как
например, люди), то легко вывести логическое заключение, что аналогия эта будет
увеличиваться или уменьшаться с увеличением или уменьшением сходства между
составляющими агрегат единицами.
Всемирное собрание не может, очевидно, отражать в общем различные характеры
индивидов, его составляющих, с той же степенью точности, с какой собрание, состоящее
исключительно из итальянцев или немцев, будет отражать особенность итальянского или
немецкого характера. То же можно сказать относительно суда присяжных (сопоставляя его
например с собранием экспертов), где слепой случай рядом с бакалейным торговцем поместил
человека науки; — относительно театра, где находятся лица всевозможных состояний и
степеней культуры; — относительно всех вообще многочисленных и разнообразных сборищ,
противопоставляя им собрания лиц известного класса или известного положения.
Разнородность психологических элементов (идей, интересов, вкусов, привычек) делает в
первом случае невозможным сходство в характере между агрегатами и их составными
единицами, что возможно во втором случае, благодаря однородности психологических
элементов.
Однако недостаточно одного только сходства между единицами, чтобы получить
аналогию в характере между ними и составленным из них агрегатом; необходимо, чтобы эти
единицы находились между собою в постоянной и органической связи.
Спенсер в примере, цитированном в начале этого сочинения, прив¸л в виде
доказательства того, что свойства составных частей определяют свойства целого, тот случай,
когда из тв¸рдых, хорошо обожж¸нных, правильных прямоугольных кирпичей можно без
изв¸стки построить довольно высокую стену, между тем как невозможно достичь того же, если
камни будут неправильны.
Легко понять, что возможность выстроить стену не зависит в первом случае только от
того, что мы будем пользоваться правильными кирпичами, вместо неправильных камней. Стена
зависит ещ¸ и от того, что кирпичи эти мы будем класть в известном порядке, один на другом
Hosted by uCoz