Сципион Сигеле: «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии»
11
завладевает сердцами всех, и все стремятся к разрушению. Человек, прибежавший только с тем,
чтобы воспрепятствовать смерти невинного, одним из первых заражается стремлением к
человекоубийству и, что ещ¸ удивительнее, совершенно не удивляется этому".
Что непонятно в толпе, так это е¸ внезапная организация. В ней нет никакого
предварительного стремления к общей цели, следовательно невозможно, чтобы она обладала
коллективным желанием, обусловленным возбужд¸нными элементарными силами всех
составляющих е¸ лиц. Между тем, среди бесконечного разнообразия е¸ движений мы видим
некоторую целесообразность в поступках и стремлениях и слышим определ¸нную ноту,
несмотря на диссонанс тысячи голосов. Само слово толпа , как имя собирательное, указывает
на то, что масса отдельных личностей отождествляется с одной личностью. Таким образом,
является настоятельной необходимостью определить хотя бы и не было возможности дать
себе в этом ясного отч¸та действие того нечто , которое служит причиной единства мыслей,
наблюдаемого в толпе. Это нечто не есть появление на сцене самых низких умственных сил и
вместе с тем не может претендовать на степень известной интеллектуальной способности;
поэтому наиболее подходящим для него определением будет: душа толпы .
Откуда же бер¸т начало эта душа толпы ? Возникает ли она каким-нибудь чудом?
Представляет ли она явление, от объяснения причин которого должно отказаться?
Основывается ли она на какой-нибудь примитивной человеческой способности? Как объяснить,
что какой-нибудь сигнал, голос, крик одного индивида увлекает подчас к самым ужасным
крайностям целые народы, даже без всякого с их стороны согласия?
По мнению Бордье, причиной этого: «способность подражания, имеющая целью
подобно диффузии газов, стремящейся уравновесить газовое давление, уравновесить
социальную среду во всех е¸ частях, уничтожить оригинальность, сделать однообразными
характерные черты известной эпохи, известной страны, города, малого кружка друзей. Каждый
человек расположен к подражанию, и эта способность достигает maximum'a у людей,
собранных вместе. Доказательством последнему могут служить театральные залы и публичные
собрания, где малейшего хлопанья руками, малейшего свистка достаточно, чтобы побудить к
тому или другому всю залу».
И действительно, стремление человека к подражанию одна из самых резких черт его
природы; это неоспоримая и неоспариваемая истина. Достаточно бросить взгляд вокруг себя,
чтобы увидеть, что весь социальный мир представляет из себя не что иное, как ряд сходств,
произвед¸нных разнообразными видами подражания: подражанием-модой или
подражанием-привычкой, подражанием-симпатией или подражанием-повиновением,
подражанием-образованием или подражанием-воспитанием, наконец добровольными
рефлективными подражаниями.
4
С известной точки зрения, общество может быть уподоблено спокойному озеру, в которое
от времени до времени бросают камни; волны расширяются, распространяясь вс¸ дальше и
дальше от того места, где упал камень, и достигают наконец берегов. То же бывает в мире с
гением: он бросает идею в стоячее болото интеллектуальной посредственности, и эта идея,
найдя сначала немного последователей и плохую оценку, распространяется впоследствии
подобно волне на гладкой поверхности озера.
Люди, по словам Тарда, это стадо овец, среди которых рождается подчас глупая овца,
гений, которая одною только силою примера увлекает за собою других.
И в самом деле, все существующее, представляющее результат человеческого труда
начиная от материальных предметов и кончая идеями представляет собою подражание или
более или менее измен¸нное повторение идей, открытых когда-то более высокой личностью.
Подобно тому, как все употребляемые нами слова, сделавшиеся в настоящее время весьма
обыкновенными, были некогда новыми, точно также и то, что сегодня известно всем, некогда
было весьма оригинальным, принадлежа только одному лицу.
Оригинальность, по весьма остроумному замечанию М. Нордау, есть не что иное, как
зародыш банальности. Если оригинальность не заключает в себе условий для дальнейшего
4
Г. Тард. «Законы подражания», гл. I.
|