группам, членом которых он не является. Соответственно, если он
толерантен по отношению к одной из групп, по всей вероятности, он будет
столь же толерантен по отношению ко всем другим группам.
Я позволю себе применить эту закономерность (подтвержденную
множеством исследований) к анализу проблемы обобщенной религиозной
ориентации, поскольку не так давно я провел исследование на эту тему. Был
установлен один факт, внушающий определенное беспокойство (и опять же
подтвержденный большим количеством исследований). Факт такой: в
среднем, люди, посещающие церковь, более нетерпимо относятся к мень-
шинствам, чем те, кто церковь вообще не посещает. Какова наша первая
реакция на подобное заявление? Конечно, мы скажем: Но это не может
быть правдой! Посмотрите на лидеров движения за гражданские права
большинство из них глубоко религиозны. Вспомните Ганди, отца Джона
Лафаржа, Мартина Лютера Кинга, да и многих других. Очевидно, что если
большинство верующих менее толерантны, но в то же время некоторые из
них более толерантны, то должно существовать различие в типе ориентации
этих людей. И задача исследования заключалась в определении этих типов
ориентации.
Исследование показало, что верующие люди, которым свойственна
высокая степень склонности к предрассудкам, имеют такую религиозную
ориентацию, которую я назвал внешней.
Внешняя религиозная ориентация. Для многих людей религия
привычка или же родовое изобретение, используемое для церемоний, для
удобства в семье, для личностного комфорта. Это нечто, нужное для того,
чтобы его использовать, а не для того, чтобы ради него жить. Оно может
быть способом повышения статуса, поддержания уверенности в себе. Оно
может быть использовано как защита от реальности, как божественное
одобрение образа жизни. Подобное чувство дает мне уверенность в том, что
Бог видит вещи такими же, какими их вижу я. Человек с внешней
религиозной ориентацией обращен к Богу, но не отстранен от себя. Этот тип
религиозности по сути своей щит для центрированности на себе.
Люди, принадлежащие к этому типу, как оказалось, обычно посещают
церковь нерегулярно. На самом деле они не набожны. Они используют
религию для своего удобства. Некоторые из них посещают церковь лишь
трижды: на собственных крестинах, собственной свадьбе и собственных
похоронах. Неудивительно, что подобный тип религиозности коррелирует с
наличием у человека большого количества предрассудков.
Внутренняя религиозная ориентация не является ни способом для
борьбы со страхом, ни формой социабельности или конформности, ни
сексуальной сублимацией, ни средством реализации желаний. Все эти
мотивы вторичны. Этнические отношения, частная жизнь, личные
проблемы, чувство вины, онтологическая тревога
все это регулируется
всеобъемлющим обязательством, до некоторой степени интеллектуальным,
но более всего фундаментально мотивационным. Это обязательство
целостно, оно покрывает весь опыт личности, как научный, так и
эмоциональный. Такая религия существует не для того, чтобы служить
человеку удобным инструментом, скорее человек обязан служить ей.
Неудивительно, что люди с таким типом общей ориентации
толерантны и сострадательны по отношению к окружающим.
И хотя я рассматриваю эти типы религиозной ориентации в их связи с
|