Navigation bar
  Print document Start Previous page
 15 of 21 
Next page End  

этническими предрассудками, я также абсолютно уверен в том, что
сохранению психического здоровья человека способствует внутренняя, а не
внешняя религиозная ориентация.
Обратите внимание на то, что, в соответствии с этой гипотезой,
внутренняя религиозная ориентация не может существовать для того, чтобы
исполнять терапевтическую или профилактическую роль. Она не
предназначена для использования. Страдалец может стремиться только к
религии, а не к лечению самому по себе. Если его религиозная ориентация
глубоко интериоризированна, ей будут сопутствовать и нормальная пси-
хика, и спокойствие в отношениях с окружающими. Такова моя гипотеза.
Еще один пример общей ориентации я нашел в недавно вышедшей
книге отца Джона Клиффорда, где он излагает стратегию, которую
использовал для того, чтобы противостоять пропагандистам из
коммунистического Китая. Эта стратегия напоминает ту, которую
используем мы сами, пытаясь защититься от воздействия, угрожающего
нашему психическому здоровью. Она состоит из нескольких ключевых
положений: а) решение не вступать во взаимодействие с негативными
силами, демонстрируя пассивный уход; б) постоянные апелляции к
позитивным ценностям и собственным убеждениям; в) активное планирова-
ние контрстратегий; г) сохранение чувства юмора, особенно тогда, когда это
касается уловок недругов; д) осознание того, что оскорбления
— только
часть широкой программы и что поведение людей в определенной ситуации
не всегда влияет на конечный результат.
Правило отца Клиффорда, заключающееся в том, что следует
постоянно обращаться к собственным позитивным ценностям и
убеждениям, затрагивает самую суть проблемы. Мартин Бубер
рассматривает тот же вопрос в более широком смысле.
Он пишет: “Зло как состояние индивидуальной души
— это
конвульсивное отклонение от направления...”.
Консультанту не так просто понять, каким является (или должно
являться) собственное “направление” данного человека; столь же непросто
помочь этому человеку контролировать свойственные ему “конвульсивные
отклонения”. Хотя психологические процессы, стоящие за этой проблемой,
вполне отчетливы: лучший способ контролировать зло
— усиление общей
жизненной ориентации, В меньшей степени это вопрос конкретных вредных
привычек или нарушения конкретных правил, и в большей степени
поддержание целостной ориентации. Мы помним, что Христа частные
аспекты беспокоили меньше, чем гордыня, эгоизм и лицемерие. Его
формула психического здоровья и справедливости отражена в Ветхом
Завете — любить Господа Бога всем сердцем, душой и разумом; любить сво-
его ближнего как самого себя.
На конкретном уровне, я думаю, мы сможем узнать кое-что полезное,
посмотрев на те способы, которые используют здоровые люди для защиты
своей “духовной ориентации”. Пример тому
— стратегия отца Клиффорда.
Некоторые люди прибегают к упрощенным лозунгам, которые отражают
сущность их общей ориентации. Один весьма трудолюбивый чиновник
рассказывал мне, что вся его жизнь направляется основополагающим убеж-
дением в том, что “если человек работает так упорно, как только может, и
берет ровно столько, сколько нужно ему и его семье, этого будет вполне
достаточно”. Одна милая женщина говорила, что на ее жизнь во многом
Hosted by uCoz