идентифицировать себя с ними.
Мы живем в век распространяющегося все шире чувства
смыслоутраты. В такой век воспитание должно быть направлено на то,
чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы
человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой
отдельной ситуации. В век, когда десять заповедей, по-видимому, уже
потеряли для многих свою силу, человек должен быть приготовлен к тому,
чтобы воспринять 10000 заповедей, заключенных в 10000 ситуаций, с
которыми его сталкивает жизнь. Тогда не только сама эта жизнь будет
казаться ему осмысленной (а осмысленной значит заполненной делами),
но и сам он приобретет иммунитет против конформизма и тоталитаризма
этих двух следствий экзистенциального вакуума. Ведь только
бодрствующая совесть дает человеку способность сопротивляться, не
поддаваться конформизму и не склоняться перед тоталитаризмом.
Так или иначе, воспитание больше чем когда-либо становится
воспитанием ответственности. А быть ответственным
значит быть
селективным, быть избирательным. Мы живем в обществе изобилия,
средства массовой информации заливают нас потоками стимуляции, и мы
живем в век противозачаточных средств. Если мы не хотим утонуть в этом
потоке, погрузиться в тотальный промискуитет, то мы должны научиться
различать, что существенно, а что нет, что имеет смысл, а что нет, за что
отвечать, а за что нет.
Смысл
это всякий раз также и конкретный смысл конкретной
ситуации. Это всегда требование момента, которое, однако, всегда
адресовано конкретному человеку. И как неповторима каждая отдельная
ситуация, так же уникален и каждый отдельный человек.
Каждый день и каждый час предлагают новый смысл, и каждого
человека ожидает другой смысл. Смысл есть для каждого, и для каждого
существует свой особый смысл.
Из всего этого вытекает, что смысл, о котором идет речь, должен
меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку. Однако
смысл вездесущ. Нет такой ситуации, в которой нам бы не была
предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека,
для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело.
Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который
может ее реализовать, всегда неповторим. В логотерапевтической лите-
ратуре имеются публикации Брауна, Касциани, Крамбо, Дан-сарта, Дурлака,
Кратохвила, Люкас, Лансфорда, Мэйсона, Мейера, Мэрфи, Плановой,
Попельского, Ричмонда, Робертса, Руха, Сэлли, Смита, Ярнела и Янга, из
которых следует, что возможность найти в жизни смысл не зависит от пола,
от интеллекта, от уровня образования, от того, религиозны мы или нет³, и
если да, то какую веру исповедуем. Перечисленными авторами было также
показано, что нахождение смысла не зависит от характера человека и от
среды.
Ни один психиатр и ни один психотерапевт
в том числе
1
Это, собственно, не должно нас удивлять, поскольку мы придерживаемся мнения, что даже
тот, кто на сознательном уровне не религиозен, вполне может быть религиозным бессознательно,
пусть даже в том самом широком понимании религиозности, которое имел в виду, например, Альберт
Эйнштейн.
|