ческий порядок» социальной истории
67
.
С историко-этнологической точки зрения рецепция понятия «каннибализм»
может служить примером, иллюстрирующим детабуизацию современного обще-
ства. Характер ажиотажа, возникающий вокруг документально засвидетельство-
ванных случаев каннибализма, репрезентирует сегодня реальность одновременно
чрезвычайную и тривиальную. Когда-то пророчествующий шлиссельбуржец Н.А.
Морозов определял людей доклассового общества «людоедами-демократами».
Если доверять модной сегодня теории о размывании классов в демократических
обществах Запада, то это определение кажется вполне перспективным по крайней
мере в символическом отношении. Каннибализм иллюстрирует родство желания
(похоти, любви, голода) и самоотождествления, реальность, где «все (для каждого и
с каждым) возможно». Таков дискурс, порождаемый и при всех оговорках
пользующийся очевидным социальным спросом
68
.
Одним из частных, но показательных примеров такого спроса в современ-
ной культуре могут служить компьютерные страницы Интернета, посвященные
теме каннибализма и хорошо демонстрирующие ту меру простодушия, с которым
он сегодня обсуждается. Иллюстрации из мира психопатологии и криминалистики
соседствуют здесь с рассуждениями о месте каннибализма в экзотических и ар-
хаических культурах. Каннибализм страшит и вместе с тем объясняется природ-
ными причинами.
69
Демократическая идеология понимает табу как результат кон-
венции, побочный продукт социальной трансформации. Результируя собою те или
иные культурные и психологические прецеденты, каннибализм мыслится, таким
образом, с одной стороны уже существующей возможностью культуры, а с дру-
гой темой идеологически прокламируемой «политкорректности» (political
correctness). Опубликованное не так давно в газете The Sunday Telegraph большое
интервью с Тобиасом Шнибаумом кажется в этом смысле вполне символичным
70
.
Шнибаум, захваченный в 1955 году индейцами перуанского племени акарамас и
однажды ставший участником каннибалической трапезы, описал происшедшее с
ним событие в книге «Держись реки по правую руку» (1969). Сегодня он расска-
зывает о нем же, больше всего поражаясь тому, что за время, прошедшее после вы-
67
Attali Jacques. Lordre cannibale. Vie et mort de la medecine. Paris, 1979 (есть нем.изд.: Die kanni-
balische Ordnung. Von der Magie zur Computermedizin. Frankfurt; N.Y., 1981).
68
См., напр., книги, посвященные делу Даммера: Masters Brian. The Shrine of Jeffrey Dahmer. N.Y.,
1976; Tithecott R. Of Men and Monsters: Jeffrey Dahmer and the Constuction of the Serial Killer. Wis-
consin, 1997. О Спесивцеве: Bennet Vanora. Cannibalism Latest Gruesome Symptom of Russias Social
Ills // Los Angeles Times. 1997. May 25. Part A; Совершенно секретно. 1997. ¹ 10; Полицейская
газета. Ноябрь 1997. ¹ 33. Спесивцев пишет сентиментальные стихи о смерти возлюбленной и
собственном влечении к смерти: «Но я все же верю, на бескрайнем небе / Звездочкою новой
жизнь твоя взойдет / И всегда надеюсь свет твой негасимый / До меня родная от тебя дойдет./
Этот свет все ближе я его уж вижу / Я иду навстречу, все быстрей спешу / Как я рад, что скоро
голос твой услышу / И в глаза твои вновь смогу взглянуть», и т.д. В другом стихотворении фи-
липпики о невыносимой реальности социального («Человечье равнодушье, одиночества удушье /
Злоба черная людская, каждый год война пустая / Проститутки то и дело каждый день торгуют
телом» и т.д.) дополняются апологией личного и при этом «гастрономически» выражаемого воле-
ния: «А быть может нет желанья от рекламного питанья? (Ксерокопии с оригиналов в архиве
автора настоящей статьи).
69
70
Langton J. My life as a cannibal // The Sunday Telegraph. December 6. 1998.
|