Navigation bar
  Print document Start Previous page
 12 of 49 
Next page End  

В предыдущей главе я говорил о дремлющих способностях маленького реб¸нка. А
вырастет ли из почки дерево или из бутона прекрасный цветок, зависит от того, какие
условия вы создадите для этого и как будете ухаживать за своими подопечными. По моему
мнению, в развитии реб¸нка образование и среда играют большую роль, чем
наследственность.
В Японии проводился целый ряд экспериментов с близнецами, которых с самого
рождения воспитывали в разных семьях. Исследования показали, что даже близнецы, если
они растут в разных условиях и воспитываются разными людьми, будут очень отличаться
друг от друга и по характеру, и по способностям.
Вопрос в том, какое образование и среда лучше всего развивают потенциальные
способности реб¸нка. Ответом на него служат результаты, полученные уч¸ными,
проводившими разнообразные исследования в различных ситуациях и различными
методами. Кроме того, есть немало примеров, как родители, не удовлетвор¸нные школьным
образованием, пробовали обучать детей сами. К тому же есть результаты экспериментов,
проводимых на собаках и обезьянах, и эти результаты тоже говорят сами за себя. Теперь мне
бы хотелось обсудить некоторые из этих экспериментов.
Реб¸нок, рожд¸нный от отца-уч¸ного, не обязательно станет уч¸ным
Я часто слышу, как мамы говорят: «Должно быть, мой сын пош¸л в отца, у него совсем
нет музыкального слуха» или «Мой муж – писатель, поэтому наш реб¸нок пишет хорошие
сочинения». Конечно, как гласит пословица, «яблоко от яблони недалеко падает», или, как
говорят в Японии, «из луковицы не вырастет роза». Действительно, бывают случаи, когда
сын уч¸ного становится уч¸ным, а сын торговца – торговцем. Но эти случаи не означают,
однако, что данные профессиональные качества были переданы детям с генами. С момента
рождения их, наверное, воспитывали в такой обстановке, которая внушала им, что они
должны продолжать дело отцов. Окружающая среда, которую создали родители, становится
средой реб¸нка. Она развивает его способности к профессии отца, пробуждая интерес к этой
профессии.
Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей,
то тогда дети поколение за поколением наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо
интереснее, и не так уж редки случаи, когда реб¸нок уч¸ного становится скрипачом, а врача
– писателем.
Достаточно просто посмотреть на людей, рядом с которыми вы жив¸те, чтобы увидеть,
что реб¸нок талантливых родителей не обязательно талантлив. Мир презрительно называет
реб¸нка «недостойным своего отца», хотя можно сказать, что реб¸нок не отвечает за то, кем
он стал, так как именно среда его детства сделала его «недостойным».
И наоборот, реб¸нок, рожд¸нный от бездельника и пьяницы, может стать прекрасным
инженером или художником.
Именно благодаря окружающей среде и жизненному опыту дети, такие одинаковые при
рождении, вырастают с разными способностями и характерами.
Другими словами, профессия и способности родителей не оказывают прямого влияния
на формирование способностей и характер реб¸нка. Можно только сказать, что причина
того, что сын врача становится врачом, в том, что он воспитывается в атмосфере
лекарственных запахов, людей в белых халатах и пациентов.
Сегодня реб¸нок будет совершенно другим, чем вчера
Мы не всегда до мельчайших подробностей замечаем, как растут наши дети, потому
что видим их каждый день. А ведь они развиваются гораздо быстрее, чем мы думаем.
Профессор Жан Пиаже, всемирно известный швейцарский специалист по психологии
Hosted by uCoz