Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 49 
Next page End  

развития, создал теорию фаз роста, наблюдая за развитием троих своих детей. И чем больше
я читаю его книги, тем острее я чувствую важность правильного образования и среды на
каждой стадии развития.
По наблюдениям Пиаже новорожд¸нный сос¸т вс¸, что попадает ему в рот, но уже
через 20 дней после рождения он будет пить только молоко и начн¸т настойчиво его
требовать.
Через 3 месяца у реб¸нка развивается желание дотянуться и потрогать что-нибудь,
например тряпичную куклу, висящую над кроваткой, и делает он это с огромным
удовольствием. А в 1,5 года этот же реб¸нок догадается, что если нельзя дотянуться рукой до
желаемого, то можно достать палкой. После 2 лет он уже пытается соотнести слова с
абстрактными значениями, хотя и понимая их часто по-своему. Например, связывает слово
«мужчина» только со своим папой или «дождь» с уборкой улиц поливальной машиной.
Реб¸нок развивается с потрясающей скоростью и физически и умственно. Поэтому так
важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии. Чтобы добиться
этого, родители должны очень внимательно наблюдать за тем, что и когда необходимо
реб¸нку, что ему интересно, потому что именно родители ближе всех к нему. Так же как
важно выбрать правильное время для изучения иностранного языка, так существует и
соответствующее время для каждого этапа раннего развития.
Например, научить реб¸нка кататься на роликах уже после того, как он научился
ходить, чрезвычайно сложно, а примерно в то же время, когда он учится ходить, можно, и
через пару месяцев из него получится прекрасный фигурист.
Американский психолог Макгроу провела эксперимент с двумя близнецами. Она
научила их кататься на коньках, когда одному было 11, а другому – 22 месяца. Результаты
оказались явно различными: реб¸нок, которого научили раньше, преуспел гораздо больше.
По сей день мы усложняем детям жизнь, считая, что рано прививать им те или иные
навыки, и таким образом упускаем «лучшее время».
«Ложка д¸гтя может испортить бочку м¸да» – это относится и к детям
Чтобы объяснить, что я имею в виду, расскажу одну историю. Молодого человека
послали работать за границу, а его жена с новорожд¸нной девочкой поехала жить к своим
родителям в Тохоку. Дедушка и бабушка обожали свою внучку, много играли и
разговаривали с ней. Через год, закончив дела, молодой человек вернулся, и они с женой и
реб¸нком опять поселились в Токио. В то время их девочка была ещ¸ слишком мала, чтобы
говорить. Но когда она заговорила, родители пришли в замешательство: все слова, которые
произносила их дочь, были на диалекте Тохоку. Это было очень странно, потому что все
члены семьи говорили на общепринятом японском языке, и только дочка – на диалекте.
Даже через несколько лет, когда девочка пошла в школу, она вс¸ ещ¸ не могла
избавиться от акцента Тохоку.
Оказалось, что ещ¸ до того, как реб¸нок научился говорить, этот диалект
распространился по каналам его мозга. А когда следы уже образовались, чрезвычайно
сложно стереть их, чтобы начать прокладывать новые.
«Ложка д¸гтя в бочке м¸да» в раннем детстве означает, что влияние, оказываемое на
реб¸нка в таком возрасте, оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь. Именно
родители должны заботиться о том, чтобы это влияние было благотворным.
Комната, лиш¸нная стимуляторов, – вредна для малыша
Представьте себе пустую комнату с чисто белым потолком и стенами, совершенно
изолированную от внешних шумов. Какая-нибудь мама может подумать, что это – идеальные
условия для е¸ новорожд¸нного. На самом же деле такая комната, лиш¸нная всяких
атрибутов, не просто бесполезна, но и очень вредна для малыша.
Hosted by uCoz