Эксперименты, провед¸нные профессором Брунером в Америке, показали, что степень
внешнего воздействия той среды, в которой находится маленький реб¸нок, оказывает
заметное влияние на развитие детского интеллекта. Он доказал это следующими
исследованиями. Сначала он разделил группу новорожд¸нных детей на 2 части, поместив
одних в условия, совершенно лиш¸нные стимуляторов, а других в комнату с яркими
цветастыми обоями, цветным потолком, п¸стрыми одеялами, где через окно было видно, как
работают врачи и медс¸стры. Здесь даже играла музыка.
Обе группы воспитывались в разных условиях несколько месяцев, после чего были
проведены тесты на определение интеллектуального развития. Каждому реб¸нку предлагался
блестящий предмет, и по времени, которое ему требовалось, чтобы добраться до этого
предмета, определялся уровень его развития. Результаты показали ч¸ткие различия: уровень
интеллекта у детей, которые находились в пустой, голой комнате отставал на три месяца от
уровня интеллекта детей из комнаты со стимулирующим окружением.
Это 3-месячное отставание именно на этой стадии очень существенно, так как
считается, что умственное развитие реб¸нка от рождения до 3 лет по своим возможностям
аналогично разлитию от 4 до 17 лет. И хотя уч¸ные считают, что это отставание можно очень
скоро преодолеть, если реб¸нка правильно воспитывать, тем не менее это потребует усилий
и давления на маленького реб¸нка.
Подобные эксперименты проводились не только профессором Брунером, но и многими
другими психологами. Результаты ясно показали, что наличие или отсутствие внешнего
воздействия серь¸зно сказывается на развитии способностей.
Подробно изучались и многие виды стимуляции, больше всего влияющие на развитие
интеллекта. Были опробованы многие при¸мы: качающаяся колыбель, кисточки, яркие
оборки, блестящие мячики, цветные обои и т.п.
Профессор Уайт, психолог из Гарвардского университета, занимающийся
исследованиями в области раннего развития, считает доказанным, что если для роста реб¸нка
с самого рождения созданы разнообразные условия, то это да¸т значительный эффект в
формировании интеллекта.
На реб¸нка оказывают воздействие самые неожиданные вещи
Карл Фридрих Гаусс, один из величайших математиков XIX века, открыл формулу
суммы арифметических рядов, когда ему было всего 8 лет.
Отец Гаусса не отличался уч¸ностью. Он был простым каменщиком, чинил стены,
заборы, камины и часто брал сына с собой на работу. Гаусс подавал отцу кирпичи и считал
их. По-видимому, математические способности Гаусса сформировались под влиянием этой
привычки в раннем детстве.
Младенчество чрезвычайно восприимчивый период в жизни человека. То, что
родителям кажется неважным и бессмысленным, реб¸нок может воспринимать с такой
чувствительностью и силой, что этот опыт может стать основой всей его дальнейшей жизни.
Реб¸нок может прочесть по картинкам в книжке совсем другую историю, чем та,
которую читает взрослый
Разница в восприятии и реакции у реб¸нка и взрослого становится заметной, когда они
вместе начинают читать книжку с картинками или сказку. Мадам Монтессори, великий
итальянский первооткрыватель раннего детского образования, в своей книге приводит
пример поведения маленького реб¸нка. Мама дала своему полуторагодовалому реб¸нку
цветные картинки разных животных и сцен охоты. Реб¸нок показал картинки мадам
Монтессори и стал повторять на сво¸м детском языке: «Машина, машина». Она никак не
могла найти ничего похожего на машину и вопросительно сказала: «Здесь нет машины?»
«Вот она», гордо показал малыш, тыкая пальчиком в картинку. Тогда она вгляделась
|