для каждого возраста. Так же воспринимается и идея раннего развития: если не дать строгих
инструкций, никто не решается попробовать е¸ сам. По моему мнению, готовые формулы и
нормы нужно всегда подвергать сомнению.
Почаще берите реб¸нка на руки
Малыш обижен, но мама бер¸т его на руки, и он переста¸т плакать и улыбается: кому
не знакома такая ситуация, каждый родитель испытывал подобное сотни раз. Но
традиционная мудрость предостерегает мам, которые берут детей на руки всякий раз, когда
надо их успокоить, так как у реб¸нка может выработаться привычка добиваться плачем
исполнения своих желаний. Он не успокоится, как бы вы его ни утешали, пока его не
возьм¸те на руки, пугают родителей. Так ли это? Если относиться к этому, как к
предупреждению против слепого обожания своего реб¸нка, я могу с этим согласиться. Но я
категорически против того, чтобы понимать это буквально. Я уверен, что реб¸нка следует
брать на руки как можно чаще.
Для младенца, который не знает другого пути самовыражения, плач единственное
средство привлечь к себе внимание. Когда он плачет, это значит, что он о ч¸м-то просит, и
оставить его просьбу без ответа значит лишить его с самого начала общения.
Здравый смысл доказывает, что общение реб¸нка с матерью, и особенно, тактильное
общение, очень важно для его умственного развития.
Одна японская газета сообщила недавно об интересном эксперименте, провед¸нном с
обезьянами. Доктор Гарри Харлоу, руководитель Центра по исследованию приматов в
университете штата Висконсин, заменил новорожд¸нному дет¸нышу обезьяны его
настоящую маму искусственными мамами, наблюдая затем, какую из них он выберет.
Одна кукла была сделана из проволоки в форме цилиндра, а другая тряпичная. У
каждой «мамы» была поилка с молоком, и каждая могла раскачиваться из стороны в сторону.
Результаты показали, что дет¸ныш выбрал т¸плую и мягкую тряпичную «маму» и отвечал на
е¸ движения. Доктор Харлоу заключил, что и новорожд¸нный человечек искал бы что-то
т¸плое, мягкое и подвижное, и что та нежность, с которой мама держит на руках своего
реб¸нка, так же важна для его эмоционального состояния, как молоко для его физического
здоровья.
Я поощряю привычку как можно чаще брать детей на руки. Потому что мне хочется,
чтобы у каждого реб¸нка было достаточно этого общения, соприкосновения с родителями, и
я вижу в этом важнейший фактор формирования отзывчивого человека.
Не бойтесь брать реб¸нка с собой в постель
Как привычка «держать реб¸нка на руках», так и привычка «спать вместе с реб¸нком»
осуждалась в Японии как нежелательная, доставшаяся в наследство от предыдущих
поколений. Конечно, трудно, если реб¸нок засыпает только, когда один из родителей ляжет с
ним рядом, но я никогда не слышал, чтобы родители совершенно терялись в такой ситуации.
Наоборот, можно найти новый смысл в привычке спать рядом с реб¸нком, если подумать о
его психическом и умственном развитии.
Например, мама, у которой забот по горло весь день и не хватает времени на общение с
реб¸нком, может по крайней мере полежать с ним рядом, пока он не усн¸т. В течение этого
короткого времени малыш совершенно спокоен и очень восприимчив. Поэтому, если вы не
просто будете лежать рядом с ним или ещ¸ чего доброго засн¸те раньше него, а спо¸те ему
песенку, это окажет положительное развивающее влияние на реб¸нка.
Можно также предложить не маме, а папе, которого не было целый день, использовать
эту возможность пообщаться со своим реб¸нком.
У нас много писали о методе обучения во сне, который исследовался в Советском
Союзе. Очевидно, что в состоянии полусна, человек, слушающий записанную на магнитофон
|