привычку. Теперь он часто смотрел в зеркало, и ему казалось, что ноздри у него
действительно не такие, как у всех, и он старался прижать их, чтобы сделать хоть чуточку
меньше. Привычка осталась на всю жизнь. Когда он пош¸л в школу, дети быстро заметили
это и смеялись над ним. Эти переживания оказались настолько сильными, что он начал
чувствовать себя неполноценным и вырос очень застенчивым.
Между тем его ноздри были совсем не большими и никак не выделялись на его лице.
Но даже если бы это было не так, я не могу понять бесчувственность родителей,
выставляющих напоказ недостаток своего реб¸нка.
И такие случаи нередки, многие родители обсуждают недостатки своих детей в
присутствии посторонних, думая, что дети ничего не понимают. Однако каким бы
незначительным ни был дефект, никогда нельзя предугадать, какой вред это нанес¸т, если
огласить его публично.
Реб¸нка лучше похвалить, чем отругать
Из двух методов поощрение и наказание последнее кажется более действенным, но
это не совсем так. Наказание может вызвать у реб¸нка противоположную реакцию
открытого неповиновения. Дело в том, что и похвалой и наказанием нужно пользоваться
очень осторожно.
Представьте себе маму, несущую к столу стакан сока. Е¸ малыш, которому уже хочется
во вс¸м подражать своей маме, пытается сделать то же самое. А мама говорит: «нельзя» и
бросается к нему в ужасе, что он проль¸т сок. Это неправильно. Она же и упрекн¸т потом
реб¸нка, когда он подраст¸т, что он ей не помогает. Даже если реб¸нок хочет сделать что-то,
что ему ещ¸ трудно, лучше похвалить его: «Какой ты у меня большой стал», затем отлить
немного сока и дать ему донести стакан. Такой подход очень важен.
Как-то доктор Сузуки рассказал мне об ученике, которого он встретил в
провинциальной музыкальной школе. Реб¸нок считался совершенно безнад¸жным. Он играл
на скрипке ужасно, никто не мог помочь ему. «Ты поиграешь мне?» спросил доктор
Сузуки. Это было очень плохое исполнение, но доктор похвалил реб¸нка: «Замечательно,
замечательно», и добавил: «А я играю это так. Как ты думаешь, у тебя получится так же?»
«Получится», ответил мальчик и снова взялся за скрипку, стараясь изо всех сил. И что
поразительно, у него стало получаться лучше.
Оказалось, что в последнее время беднягу только ругали, а он жаждал поддержки,
похвалы. Доктор Сузуки считает, что с детьми гораздо легче, если не порицать их, а хвалить.
Разумеется, бывают случаи, когда необходимо и поругать, и заставить, но вместе с тем
лучше в трудной ситуации предоставить реб¸нку право выбора или попытаться убедить его.
Если малыш рв¸т газету, которую вы ещ¸ не прочитали, то вместо того, чтобы просто отнять
е¸ у него или хлопнуть его по рукам, можно подсунуть ему старую газету. Если этого не
сделать, а просто отобрать, вы подавите в н¸м очень важный импульс к деятельности, да ещ¸
и забер¸те предмет, который ему интересен, оставив его без дела. Если вы не можете
предложить реб¸нку никакой альтернативы, надо по крайней мере объяснить, почему чего-то
делать нельзя. Может, он и не пойм¸т вашего объяснения, но он услышит ноту убежд¸нности
в вашем голосе, и это на него подействует положительно.
Часть 4. Принципы воспитания
1. Стимулирование и стремление к порядку
Интерес лучшее побуждение
Двух и трехгодовалых детей часто против их воли каждый день приводят за руку на
|