уроки скрипки к доктору Сузуки. Они с любопытством оглядываются, прыгают и резвятся в
коридоре и совсем не интересуются скрипкой. Если родители пытаются заставить их учиться
музыке, то все подобные попытки кончаются слезами и истериками. Дети начинают
ненавидеть скрипку. Их бурная реакция объясняется тем, что в этом возрасте у них
просыпается самосознание и чувство собственного «Я», которое не терпит никакого насилия.
Поэтому вначале доктор Сузуки позволяет детям делать вс¸, что они хотят, но не
допускает их близко к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается и с
удовольствием наблюдает, как играют другие дети. В течение двух-тр¸х месяцев реб¸нок
хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и вот уже ему тоже хочется
попробовать. Учитель жд¸т, чтобы нетерпение реб¸нка достигло апогея и только тогда да¸т
ему первый урок. Период подготовки у всех детей разный. Самый долгий 6 месяцев.
Главный принцип метода доктора Сузуки вызвать интерес, а это лучшее побуждение.
По его мнению, принуждение худший способ обучения. Если у реб¸нка возникает интерес
к скрипке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания
учителя. Вызвать интерес реб¸нка к предмету обучения это и есть лучший педагогический
метод. Поэтому главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то реб¸нка,
пробудить интерес. Так, например, вместо того чтобы учить реб¸нка считать, лучше
заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, пробудите его интерес к
процессу письма. Другими словами, задача родителей подготовить реб¸нка к обучению.
Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Например, для
того чтобы у реб¸нка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно
карандашей и бумаги. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появилось желание к чему-либо,
если условия для этого не созданы. Многие взрослые, равнодушные к музыке или живописи,
могут подтвердить, что причиной их нелюбви было принуждение в раннем детстве или
отсутствие условий для возникновения интереса.
Реб¸нку нравится вс¸ ритмичное
В Америке есть необыкновенно популярная пластинка с уроком английского языка.
Текст в стихах про лису сопровождается такой ритмичной музыкой, что даже взрослые,
вроде меня, начинают пританцовывать. И слова сами собой запоминаются под ритмичную
музыку. Запоминание происходит само собой, под музыку, без специальной тренировки или
зубр¸жки. К сожалению, в Японии не разработана техника обучения языку под музыку.
Успехи в раннем обучении языку в США стали возможны именно благодаря тому, что
реб¸нка пытаются заинтересовать, а не заставить.
Большинство из нас отрицательно реагируют на слово «учиться». Мы заранее
настроены отрицательно, поскольку уч¸ба в нашем сознании прочно ассоциируется с
насилием над волей. А между тем уч¸ба должна сочетаться с удовольствием, и тогда мы
сделаем большие успехи. Так, сын одного монаха без труда выучил все сутры, которые
каждое утро распевал его отец. Сутры распевают под звуки гонга, поэтому мальчику не
трудно было их запомнить. Но если бы его просто заставляли учить их наизусть, это была бы
для него очень трудная задача.
Интересное дети считают правильным, а неинтересное неправильным
Вы будете ругать реб¸нка за оторванные обои? Как вы ему объясните, что это
нехорошо? Для вас «хорошо» или «плохо» зависит от вашего личного опыта, от
общепринятых моральных норм. Но у маленького реб¸нка нет опыта, ему не на что
опереться, чтобы решить, хорошо или плохо рвать обои. Если его как следует отругают, он,
возможно, не будет больше этого делать, чтобы избежать неприятных последствий. В то же
время этот эпизод может убить в н¸м зарождающееся стремление к творчеству.
Детский психолог Сейширо Аоки специально исследовал образование таких понятий у
|