реб¸нка, как «хорошо» и «плохо», и приш¸л к выводу, что «хорошо» для реб¸нка это то,
что интересно и увлекательно. Например, когда похищенных детей спрашивали, почему они
дали увести себя незнакомым людям, несмотря на все предупреждения, они объясняли: «С
ним было интересно». Похитители детей, по всей видимости, хорошо знают психологию
реб¸нка. Они умеют его заинтриговать и знают чем привлечь. Маленький реб¸нок, считая,
что вс¸, что интересно, то и хорошо, следует за похитителем, ничего дурного не подозревая.
Это соединение понятий «хорошо» и «приятно» характерно только для раннего
возраста. Постепенно реб¸нок приобретает опыт, и теперь уже он считает, что «хорошо»
это то, за что хвалят. Если он выполняет поручение и его за это хвалят, он думает, что
поступил правильно, хорошо. И наоборот, если его ругают или наказывают, значит, он
поступил плохо. Неприятные ощущения ассоциируются с понятием «плохо».
Например, вы постоянно укоряете реб¸нка за плохую игру на скрипке или за
недостаточно беглое чтение. Реб¸нок начинает воспринимать весь процесс обучения как
нечто доставляющее только страдания и соответственно как нечто плохое. Многие из нас с
детства ненавидят музыку или уроки английского языка только потому, что они
ассоциируются с неприятными ощущениями.
Поэтому вместо того, чтобы навязывать реб¸нку сво¸ понимание, что такое «хорошо» и
что такое «плохо», гораздо результативней было бы обеспечить ему приятные эмоции, когда
он делает что-то хорошо, и неприятные, когда плохо. Способности вашего реб¸нка будут
развиваться настолько эффективно, насколько успешно вы будете пользоваться методами
похвалы и порицания.
Интерес реб¸нка нуждается в подкреплении
Конечно, интерес это лучший стимулятор в воспитании реб¸нка. Но здесь есть одна
проблема: интерес реб¸нка к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытство его
безгранично. Если предоставить его самому себе, его внимание будет перескакивать с одного
предмета на другой. Конечно, это свойственно его возрасту, и попытки насильно удержать
его внимание на ч¸м-то одном могут иметь обратный эффект. Любопытство реб¸нка
важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его умственного и
интеллектуального развития.
И вс¸-таки я бы не рекомендовал предоставлять реб¸нку полную свободу. Для него
одинаково опасно замыкаться на одном предмете (крайняя форма этого состояния
называется аутизмом) и разбрасываться из-за неспособности сосредоточиться на ч¸м-либо
долго. В результате он может вырасти легковесным человеком.
Среди множества интересных вещей в окружающем мире реб¸нок вс¸ время находит
увлечения, где ему никто не нужен. Но обычно ему вс¸-таки необходима помощь взрослого.
Часто от того, насколько быстро взрослый заметит и отреагирует на возникший у реб¸нка
интерес, зависит, сохранится он или нет, разовь¸тся во что-то серь¸зное или быстро угаснет.
Поэтому очень важно не упустить его. Мы не знаем, какие интересы реб¸нка могут развиться
в способности, но во всяком случае у него должен быть шанс развить их.
Повторение лучший способ стимулировать интерес реб¸нка
Если взрослого заставить слушать одну и ту же историю несколько раз в день, она ему
смертельно наскучит. Я сам человек нетерпеливый и даже двух раз не в состоянии
выслушать одно и то же. Но в детстве я заставлял своих родителей рассказывать мне сказки
по многу раз и никогда от них не уставал. Повторение очень важно для тех связей, которые
формируются в мозгу реб¸нка. Повторение желательно не только потому, что реб¸нку оно не
может наскучить, но главным образом ввиду того, что младенчество не знает скуки, это
лучшее время для формирования правильных схем в мозгу реб¸нка, определяющих всю его
последующую интеллектуальную жизнь. Трехмесячный реб¸нок может запомнить сложное
|