музыкальное произведение, если его проиграть ему несколько раз подряд. Способность
младенца к усвоению информации огромна.
Повторение в этот период имеет ещ¸ одну важную функцию. Запоминая сказки и песни
при многочисленном повторении, реб¸нок начинает отдавать предпочтение какой-то одной
истории или песенке, продолжая задавать свои бесконечные вопросы, связанные с е¸
содержанием. Он запоминает полюбившуюся ему сказку наизусть и на е¸ материале до
какой-то поры удовлетворяет сво¸ любопытство о мире.
Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю, столь
необходимую для взросления. Воля к действию не появляется на пустом месте. Воля
стимулируется интересом и в свою очередь побуждает человека к дальнейшему развитию.
Младенец слушает сказки, позже он проявляет интерес к картинкам, затем к буквам и,
наконец, хочет научиться читать.
Я знал одних родителей, которые отдали своего реб¸нка в интернат на год и два месяца,
так как много работали. Когда реб¸нок вернулся домой, он сильно отставал в развитии.
Однако в возрасте 4 или 5 лет у него вдруг прорезался интерес к музыке, особенно к
занятиям скрипкой и фортепьяно. Недоумевающие родители не могли понять, откуда этот
внезапно вспыхнувший интерес? Они понимали, что в интернате реб¸нок не получал
достаточно интеллектуального стимулирования, хотя перед сном детям проигрывали
пластинки с колыбельными Моцарта и Шуберта.
Недостаточное интеллектуальное стимулирование, с одной стороны, и повторение
одних и тех же музыкальных произведений, с другой, замедлили его умственное развитие, но
повысили его восприимчивость к музыке. Эта история очень показательна и наталкивает на
серь¸зные размышления о неоднозначности разнообразных воздействий на развитие реб¸нка
в раннем детстве.
Детское воображение и фантазии развивают творческие способности
Многие родители хотели бы воспитать реб¸нка творческой личностью. Но боюсь, что
современная система воспитания творческого начала с раннего возраста недостаточно
эффективна. Что такое творчество?
Трудно дать точное определение, но в простейшем смысле это свободный пол¸т
воображения, это обостр¸нная интуиция, которые могут выливаться в изобретения и
открытия. На этом высшем уровне творчества интеллект, эрудиция и воображение слиты
воедино. Не вызывает сомнения тот факт, что успехи творчества уходят корнями в
субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства. Другими словами,
детские фантазии, кажущиеся взрослым такими дал¸кими от реальной жизни, на самом деле
являются зародышами творчества.
Например, вы дарите реб¸нку игрушку, скажем, какое-то животное. Он может
идентифицировать себя с этим животным, сочинить целую историю про него на основе
какого-то реального опыта или сказки, которую он слышал. Или, например, какая-нибудь
картинка может распалить его воображение до такой степени, на которую взрослые просто
не способны. Говорят, Леонардо да Винчи в детстве видел ведьм, летающих под потолком, и
всяких чудовищ, шевелящихся среди пятен и трещин на потолке.
Взрослый рисует чайник, а реб¸нок видит в рисунке рыбу с раскрытым ртом. Взрослый
может укорить реб¸нка: «Не говори глупостей, это чайник». Такой ответ будет ошибкой, и
он равносилен уничтожению бутона, уже готового распуститься.
Развивайте у реб¸нка интуицию (шестое чувство)
Мы знаем, что у человека есть пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Но
у него есть и шестое чувство интуиция. Благодаря шестому чувству многие женщины,
например, безошибочно узнают об изменах мужа. Но если говорить серь¸зно, интуиция
|