Все родители, чьи дети посещали скрипичный класс доктора Сузуки, утверждали, что
их дети никогда не мучились, готовясь к экзаменам, что они без напряжения хорошо
учились, хотя проводили много времени, играя с детьми во дворе. Этот вопрос выявил
совершенно новый тип реб¸нка-интеллектуала: жизнерадостный, смышл¸ный и совсем не
похожий на общепринятый стереотип бледного худого очкарика.
Известно изречение Конфуция «в гармонии с музыкой». Имеется в виду, что музыка
смягчает душу и улучшает характер. Музыкальные занятия требуют регулярных тренировок,
которые в свою очередь воспитывают способность к концентрации внимания. Таким
образом, музыка также способствует правильному формированию характера.
Игра на скрипке развивает черты лидера
Способность руководить другими людьми считается исключительно взрослой чертой, и
поэтому это качество воспитывается в более позднем возрасте. На самом деле качества
лидера начинают развиваться гораздо раньше, чем многие думают. Замечено, что в любой
группе детей кто-то обязательно начинает играть роль лидера. В своей книге «Детская
психология» доктор Ямашита говорит, что потенциальный лидер всегда оста¸тся
сосредоточенным на своих мыслях и действиях, даже если вокруг него полно других детей.
В игре или других занятиях он всегда пытается создать что-то новое и первый бер¸тся за
воплощение своих идей.
Эти же качества воспитываются и занятиями на скрипке. Поэтому нет ничего
удивительного в том, что ученики доктора Сузуки это жизнерадостные, энергичные дети со
склонностью к лидерству, а вовсе не бледные гении. Эти дети со временем станут лидерами
в обществе, которое всегда нуждается в таких людях.
Многие ученики доктора Сузуки заняли ведущие посты в самых прославленных
оркестрах мира.
Музыкальное образование в раннем возрасте отражается даже на внешности реб¸нка
Считается, что внешность человека целиком зависит от наследственности. И вс¸ же вы
наверняка не раз замечали, как меняется внешность человека в зависимости от того, как
складывается его жизнь. Конечно, изменить кардинально форму глаз или носа можно только
с помощью пластической операции, но внешность в целом и манера поведения очень
заметно меняются в зависимости от жизненных обстоятельств. Особенно наглядно эти
изменения можно наблюдать у детей. Так, например, внешний облик реб¸нка, который
слушает музыку или бер¸т уроки музыки, безусловно меняется под влиянием этих занятий.
Мы провели эксперимент в Ассоциации раннего развития с группой младенцев, которые
вначале, когда матери впервые собрали их вместе, ничем друг от друга не отличались. Затем
произвольно отобрали из этой группы часть детей и дали им слушать «Маленькую ночную
серенаду» Моцарта. Через четыре месяца эти дети существенно отличались от остальных:
они были живее и их глазки блестели ярче.
Известный японский музыкальный критик Маруо писал мне в письме: «Звуки
оказывают огромное воздействие на человека. Внимательные матери, вероятно, заметили,
как изменились дети со времени второй мировой войны. Это произошло по тр¸м причинам:
1) вырос культурный уровень самих матерей; 2) улучшилось питание; 3) усилилось
воздействие звуков на детей. Маруо уверен, что музыка меняет выражение лица. Он замечал
этот интересный феномен неоднократно. Поэтому он пользуется методом погружения
человека в музыку, в полной уверенности, что музыка делает человека красивым. Он
считает, что уже месячному реб¸нку недостаточно слушать только речь, он, безусловно,
слышит и музыку, которая звучит по радио, телевидению, с магнитофонных записей.
Заучивание стихов тренирует память
|