Снег тает
на ветке дерева,
где голубь воркует.
Смотри, маленький кот¸нок
мягко ступает
по опавшим осенним листьям.
Ползает и сме¸тся реб¸нок,
ему исполнилось два года
этим утром.
Это традиционное японское стихотворение хайку, написанное Иссой Кобаяни, поэтом
позднего средневековья.
В нашей экспериментальной школе воспитания талантов такие хайку учат для
тренировки памяти. Хайку очень подходят для этой цели, потому что они короткие,
ритмичные они легко запоминаются. Кроме того, они отвечают тем требованиям, которые
предъявляют к детской поэзии: «стихи для запоминания должны воспитывать в реб¸нке
благородные чувства, и они должны быть красивыми, изысканными и заслуживающими
того, чтобы их помнить всю жизнь. И в то же время они должны нравиться реб¸нку».
Сначала дети учат по одному стихотворению Иссы каждый день. Им рассказывают о
содержании стихотворения, на следующий день они читают его наизусть и получают задание
выучить новое. Таким образом, реб¸нок тренирует память, но при этом получает
удовольствие. Если в первый раз реб¸нку нужно услышать стихотворение десять раз, прежде
чем он его запомнит, то в следующий раз ему достаточно тр¸х-четыр¸х повторений, а потом
и одного раза. Мне говорили, что реб¸нок выучивает 170 стихов Иссы в год.
Повторение мать учения. Это аксиома. Если реб¸нок забыл строчку, пусть повторит
вс¸ стихотворение от начала до конца. Те, кто тренировал свою память таким образом, могут
запомнить целую сказку после четыр¸х или пяти прочтений.
Некоторые читатели с сомнением отнесутся к такому методу тренировки памяти. Я
тоже вначале считал, что хайку Иссы не совсем подходят для детей. Однако цель таких
занятий не просто заучивать наизусть, но также развивать эстетическое чувство реб¸нка, его
умственные способности и творческие потенции.
Мозг реб¸нка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Но
память ржавеет, если е¸ не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше она
функционирует и развивается.
Способности реб¸нка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит
удовольствие в повторении.
Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть
В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести
месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы,
насмотревшись на них, он всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки.
Этот метод обучения хорошо применим к воспитанию реб¸нка. Если у него в мозгу,
который пока что ещ¸ как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно
останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет
взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы. Если же в его мозгу отпечатаются
подделки, он будет нечувствителен к подлинному искусству. Конечно, не всегда легко
отличить истинное от фальшивого. Формируя эстетические потребности своего реб¸нка,
родители должны доверять и своему вкусу и руководствоваться прекрасными
произведениями искусства, которые ценились во все века. Не надо давать реб¸нку только
книжки с примитивными картинками, поскольку якобы он не пойм¸т более сложного языка
|