терпеливого доктора Сузуки реб¸нок начал играть, а через шесть месяцев он уже лучше всех
исполнял пиццикато. Это придало ему уверенности в своих силах. К удивлению родителей
он начал заниматься по собственной инициативе. Более того, он стал гораздо общительнее и
энергичнее и в других делах. Он часто изображал из себя дириж¸ра, стал заводилой среди
соседских детей, и его речь совершенно исправилась.
Такие превращения происходят и со взрослыми людьми, не у маленьких детей, у
которых психологические переживания ещ¸ не глубоки, подобные изменения происходят
гораздо легче.
3. Творчество и навыки
Дайте своему реб¸нку карандаши как можно раньше
В восемь месяцев реб¸нок уже может удержать карандаш. Хватательные способности
лучше, чем что-либо другое, свидетельствуют о здоровом развитии реб¸нка. В этом же
возрасте реб¸нок начинает рвать книжки, раздирать на части игрушки, доводя мать до
отчаяния. Другими словами, реб¸нок входит в стадию самоутверждения.
Важно разумно направлять поступки реб¸нка, поскольку от этого зависит его будущая
способность к творчеству. Дайте ему цветные карандаши. Он, конечно, сразу же начн¸т
малевать, где попало. Если вы дадите ему лист бумаги, он прочертит несколько кривых
линий и скорее всего порв¸т бумагу. Для вас это просто каракули, а для него это
самовыражение.
Однако многие родители невольно подавляют это стремление к самовыражению. Они
навязывают ему свои представления: «Держи карандаш вот так!» «Яблоки должны быть
красные», «Рисуй круг вот так», «Не рви книжку», «Не бросай бумагу на пол», «Не пиши на
столе». Не слишком ли много запретов на одного маленького реб¸нка?
Иногда дом, где есть маленький реб¸нок, поражает своей чистотой и порядком. Обычно
гость делает комплимент матери, которая держит дом в таком порядке и за реб¸нком
успевает смотреть. Действительно, уход за реб¸нком с утра до ночи не оставляет ни времени,
ни сил для поддержания чистоты в доме. Для матери было бы шоком узнать, что е¸
добросовестность в ведении хозяйства мешает творческому развитию е¸ реб¸нка.
Вс¸, что реб¸нок делает руками, рисует, разбрасывает игрушки, рв¸т бумагу
развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите реб¸нку карандаши, тем
лучше будут результаты. Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать, то
вс¸ равно вы тем самым помешаете развитию его творческих способностей.
Стандартная бумага для рисования стандартный человек
Художник-иллюстратор Хироше Минабе недоволен сегодняшним воспитанием детей
до тр¸х лет. Некоторые его идеи кажутся мне заслуживающими внимания.
Например, он говорит, что прежде чем начать рисовать картину, художник решает,
какого формата она будет. Реб¸нку же дают стандартный лист бумаги и таким образом уже
лишают его возможности выбора.
Такое же отношение мы наблюдаем и в других вопросах. Например, считается, что
реб¸нку подходят только специальные детские песенки и сказки. Такое отсутствие
воображения со стороны взрослого в свою очередь ограничивает воображение реб¸нка.
Когда детям предлагают листы бумаги только стандартного размера, они
подсознательно усваивают мысль, что все картинки должны быть только такого размера, и
что это то, что от них котят родители и воспитатели.
Реб¸нок видит огромный мир (гораздо больший, чем родители могут себе представить),
когда он впервые бер¸т в руки карандаш и обнаруживает, что он может оставлять следы на
|