чистой бумаге. Этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Я бы
давал реб¸нку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя. Стандартный лист
способствует воспитанию стандартного человека, лиш¸нного творчества и достаточной
жизнестойкости.
Избыток игрушек рассеивает внимание реб¸нка
Мне кажется, в Японии детям дарят слишком много игрушек. Я часто наблюдаю в
магазинах, как реб¸нок доводит себя до истерики, требуя купить понравившуюся ему
игрушку, и родители не выдерживают и покупают. Однако многие специалисты по
дошкольному воспитанию считают, что, отказываясь удовлетворять любое желание своего
реб¸нка, родители проявляют не недостаток любви к нему, а наоборот, действуют в его же
интересах. Многие психологи считают, что, когда вокруг реб¸нка слишком много игрушек,
это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на ч¸м-то одном. Реб¸нок лучше всего
играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. В его воображении кусок
дерева или сломанная крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или
чудесное озеро и будут куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина.
Таким образом, если вы хотите развить у реб¸нка нестандартное мышление и
изобретательность, не покупайте ему вс¸, что он просит. Этим вы достигнете прямо
противоположного эффекта.
Не стоит убирать подальше вс¸, что может быть опасно для реб¸нка
Слишком заботливые матери стараются убрать подальше вс¸, что может принести вред
реб¸нку. Когда реб¸нок начинает ползать пли ходить, он ещ¸ так неустойчив, что вс¸ время
опрокидывает вазы, хватается за электропроводку, скользит на бетонном полу. Конечно,
матери пытаются избавить реб¸нка от любой опасности, убрав вс¸ с его пути, и оставляя
только тупые предметы и то, что он не может сдвинуть с места.
Таким образом, они практически создают вакуум вокруг своего реб¸нка.
Я уже упоминал о пользе тактильных ощущений для развития реб¸нка. Мадам
Монтессори рекомендует сознательно предлагать реб¸нку предметы ж¸сткие и мягкие,
грубые и нежные, тупые и острые, тяж¸лые и л¸гкие. Реб¸нку интересно вс¸, что его
окружает. Он трогает и ощупывает предметы, а иногда опрокидывает или рв¸т их на части, и
это свидетельство его растущей любознательности и творческого потенциала.
У реб¸нка сво¸ собственное представление о порядке
Хотя для реб¸нка вредно жить в обстановке идеального порядка в доме, я не
утверждаю, что в доме должен быть хаос. Как я уже не раз говорит, в его мозгу активно
формируются стереотипы, и это делает его чувствительным к цветам, формам,
местонахождению в пространстве.
Поскольку его способности к распознаванию образов развиваются в результате
постоянного повторения, я заключаю, что если он всегда находит один и тот же предмет на
одном и том же месте, это оказывает на него положительное воздействие, как и в случаях с
усвоением других навыков.
Реб¸нок очень чувствителен к любым переменам в его жизни. Иногда малыш начинает
плакать ни с того ни с сего, теряет аппетит, у него поднимается температура. Эти симптомы
могут быть реакцией на перемены в обстановке, которые взрослый может и не заметить.
Другими словами, любые изменения нарушают представления реб¸нка о порядке. Если
эти изменения неприятны ему, он, естественно, соответственно реагирует.
Мы должны понять, что дети гораздо чувствительнее к изменениям в определ¸нном
порядке вещей, чем взрослые. Дети воспринимают предметы не обособленно, а во
|