взаимосвязи друг с другом. Это в свою очередь способствует их развитию, поэтому нам,
взрослым, следует избегать резких изменений, которые могут нарушить представления
реб¸нка об устойчивости и порядке в мире.
Предоставьте реб¸нку наблюдательный пост
Мне часто приходило в голову при виде младенца, лежащего в коляске, что ему не на
что смотреть, кроме голого потолка или сетки от комаров. Иногда появляется лицо взрослого
и быстро исчезает.
Это нехорошо. Реб¸нку надо на что-то смотреть. Во вс¸м мире родители подвешивают
погремушки над кроваткой. Я не уверен что этого достаточно.
Мадам Монтессори разделяет мои опасения. Она утверждает, что в этом возрасте дети
жадно впитывают любые сенсорные ощущения и что эта потребность не может быть
удовлетворена, если реб¸нок постоянно лежит на спине в своей кроватке или в коляске. Хотя
взрослые периодически наклоняются над реб¸нком, это только раздражает его глаза,
поскольку он силится проследить за исчезающим предметом, не будучи в состоянии
повернуть голову. Я предлагаю класть его в наклонном положении, чтобы у него был обзор,
вместо того чтобы поминутно наклоняться над ним или забрасывать его игрушками. Таким
образом, он сможет видеть, что происходит за пределами его коляски.
Игрушки должны быть приятными на ощупь
Художник Хироше Манабе известен своей неповторимой манерой живописи. У него
своя теория воспитания детей, которую он испытал на своих детях.
«Я никогда не покупаю им готовых игрушек. Я даю им наборы деталей, из которых они
могут собрать игрушку сами. Даже если у них не получается и они начинают плакать, они
знают, что им вс¸ равно никто не поможет. Если они хотят иметь игрушку, они должны
собрать е¸ сами. Поэтому дети стараются изо всех сил».
Это великолепный воспитательный при¸м он включает в себя «радость достижения»,
которой лиш¸н реб¸нок, имеющий только готовые игрушки. Очень важно, однако, чтобы
разборная игрушка соответствовала возрастным возможностям реб¸нка, иначе этот метод
оберн¸тся жестокостью по отношению к реб¸нку.
В детском магазине даже у взрослых разбегаются глаза от обилия ярких, оригинальных
игрушек. Мы тратим вс¸ до копейки, ожидая, что реб¸нок будет в таком же восторге от этих
покупок. Но обычно реб¸нок играет с новой игрушкой несколько минут и потом забрасывает
е¸. У каждого родителя был такой опыт.
Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с
окружающим их миром. Им недостаточно, чтобы игрушка была красивая или забавная.
Пожалуй, с заводной железной дорогой он поиграет подольше, собирая и разбирая рельсы,
наблюдая, как движется поезд.
По идеям Монтессори разработана серия игрушек, имитирующих реальные предметы
быта. Их можно трогать, бросать, помещать внутрь друг друга, расст¸гивать и заст¸гивать,
открывать и закрывать. Вс¸ это навыки, необходимые реб¸нку в жизни.
У взрослых часто бывают искаж¸нные представления о ценности той или иной
игрушки, основанные на их собственных детских впечатлениях. Малыш с любопытством
изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на те, которые дают ему, «радость
достижения» и удовлетворяют его потребность в творчестве.
Книжки не только для чтения, а кубики не только для строительства
С нашим ограниченным воображением мы, взрослые, считаем, что книжку нужно
только читать, а из кубиков строить.
|