менее, когда он появляется на свет, они часто предоставляют его самому себе. Не вызывает
сомнения, что в первые три года жизни воспитанию реб¸нка необходимо уделять особое
внимание.
Сегодня многие матери прерывают беременность без особо серь¸зных причин. Аборт
это зло, уничтожение живого семени жизни. Общество осуждает аборт, но не осуждает
родителей, которые не занимаются воспитанием своего реб¸нка, дав ему только жизнь. С
моей точки зрения, это худшее зло, чем аборт, и ему нет оправдания.
После войны в Японии, как и в других странах, жизнь была очень тяж¸лой борьбой за
выживание. Поэтому многие дети росли без должного ухода. Но в сегодняшних условиях
ничто не может оправдать невнимание к детям.
Дети это не собственность родителей
Рано или поздно реб¸нок достигает возраста, когда он может ответить на родительские
упр¸ки: «Я тебя не просил производить меня на свет. Нечего теперь ругаться». И он будет
прав. Действительно, дитя появляется на свет только благодаря своим родителям, и они
полностью отвечают за него, пока оно не вырастет и не обрет¸т независимость.
Удивительно, что многие родители долго не расстаются с иллюзией, что, пока реб¸нок
находится на их попечении, они могут делать с ним вс¸, что им заблагорассудится. Они
могут сказать: «Я хочу сделать из него инженера» или «Хочу чтобы он стал музыкантом»,
как будто заказывают костюм у портного.
Когда мамы спрашивают доктора Сузуки: «Выйдет ли что-нибудь из моего реб¸нка?»,
он обычно отвечает: «Ничего». Но увидев разочарование матери, добавляет: «Он станет не
чем-то, а прекрасным человеком».
Это чувство собственности по отношению к своему реб¸нку очень распространено.
Оно является причиной того, что воля самого реб¸нка игнорируется. Если реб¸нок усвоит
такое отношение к себе, прежде чем разовь¸тся его собственная воля, он может потом всю
жизнь сомневаться в своих силах. Вместо того чтобы планировать будущее своего реб¸нка,
лучше повнимательнее присмотритесь к нему. Долг родителей предоставлять своему
реб¸нку возможно более широкий выбор, чтобы он сам принял решение, кем он хочет стать.
Не родители, а сам реб¸нок хозяин своего будущего.
Неуверенность матери во вред реб¸нку
Вот уже более 20 лет как в Японии действует новая демократическая система
воспитания, принятая после войны. Она позволила многим людям внедриться в те области,
которые раньше были закрыты для них. Но в этой системе уже начинают появляться
недостатки. Никогда раньше на раннее развитие не осмотрели как на ступеньку на пути к
высшему образованию, хотя ещ¸ недавно родители не очень обращали внимание на то, где
именно их дети получат образование.
К сожалению, чем более обеспокоены родители вопросами воспитания, тем более они
подвержены различным влияниям. Они начинают бросаться от одного новшествах другому.
Когда была отвергнута старая система воспитания, эти родители решили, что вс¸ в ней было
плохо. Они позволили своим детям делать вс¸, что им вздумается, они отстранили бабушек
от участия в воспитании реб¸нка.
Я не сомневаюсь, что, если демократическое воспитание раскритикуют и начнут
пропагандировать более спартанское воспитание, родители снова призовут бабушек и
дедушек к воспитанию детей. Такие матери следуют моде в воспитании так же, как в манере
одеваться.
Конечно, почему бы не попробовать метод воспитания, который кажется вам
полезным. Но если мать не обладает независимостью суждений, как же она может быть
хорошим воспитателем? И спартанское и свободное воспитание хороши в различных
|