или даже сразу вставать и идти. Зоологи утверждают, что новорожд¸нный реб¸нок отста¸т от
новорожд¸нного дет¸ныша животного на 10-11 месяцев, и одна из причин этого
человеческая поза при ходьбе. Стоило человеку принять вертикальное положение, и плод
уже не смог находиться в утробе до полного своего развития, поэтому и рождается реб¸нок
ещ¸ совсем беспомощным. Ему приходится учиться пользоваться своим телом уже после
рождения. Точно так же он учится пользоваться мозгом. И если мозг любого дет¸ныша
животного практически сформировался к моменту рождения, то мозг новорожд¸нного
реб¸нка как чистый лист бумаги. От того, что будет записано на этом листе, зависит
насколько одар¸нным станет реб¸нок.
Структуры мозга формируются к тр¸м годам
Человеческий мозг, говорят, насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток, но у
новорожд¸нного большинство из них ещ¸ не задействовано.
Сравнение клеток головного мозга новорожд¸нного и взрослого человека показывает,
что в процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки.
Клетки головного мозга как бы протягивают друг другу руки, чтобы, крепко держась друг за
друга, откликаться на информацию извне, которую они получают через органы чувств. Этот
процесс очень напоминает работу транзисторов в электронном компьютере. Каждый
отдельный транзистор не может работать сам по себе, только соедин¸нные в единую
систему, они функционируют как компьютер.
Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, это период от
рождения реб¸нка до тр¸х лет. В это время зарождается примерно 70-80% таких соединений.
И по мере того как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть
месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к тр¸м годам
80%. Конечно, это не значит, что мозг реб¸нка после тр¸х лет переста¸т развиваться. К тр¸м
годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четыр¸м годам в этот сложный
процесс включается та его часть, которая называется «лобные доли».
Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и
запоминать его и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится вс¸ дальнейшее
интеллектуальное развитие реб¸нка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности,
творчество, чувства, развиваются после тр¸х лет, но они используют базу, сформированную
к этому возрасту.
Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно
учить, как е¸ использовать. Это вс¸ равно, что пытаться достигнуть хороших результатов,
работая на плохом компьютере.
Робость малыша в присутствии незнакомых людей доказательство развития
способности распознавать образы
Мне хотелось бы объяснить особое использование слова «образ» в моей книге.
Слово «образ» чаще всего используется в значении «схема», «устройство образца»,
«модель». Я же предлагаю использовать это слово в более широком, но специальном смысле,
чтобы обозначить процесс мышления, с помощью которого детский мозг распозна¸т и
воспринимает информацию. Там, где взрослый человек схватывает информацию, главным
образом используя способность логически мыслить, реб¸нок пользуется интуицией, своей
уникальной способностью создавать моментальный образ: способ мышления взрослого не
доступен реб¸нку и прид¸т к нему позже.
Самое яркое свидетельство этой ранней познавательной деятельности способность
младенца различать лица людей. Мне особенно запомнился один малыш, которого я увидел в
детской больнице. Говорили, что он способен был различать 50 человек в возрасте, когда ему
было всего чуть больше года. Более того, он не только узнавал их, но и давал каждому сво¸
|