Николай Петров: «Аутогенная тренировка для вас»
3
звучит, многие из этих учреждений вносят свой вклад в укрепление психологического барьера.
Ковры, удобные кресла, музыка, слайд-фильмы укрепляют убеждение занимающихся в том, что
аутогенная тренировка это сложное дело, требующее специальных условий и оборудования.
Кроме того, занятия в таких условиях зачастую превращаются в завуалированный сеанс
гипноза человека вводят в гипнотическое состояние с помощью убаюкивающих словесных
формулировок, умиротворяющей музыки, слайдов. Часто у занимающихся таким образом
возникает вопрос: «А что я буду делать без всего этого великолепия в другой ситуации?»
Наш подход к обучению аутогенной тренировке основан на том, что аутогенное состояние
естественное состояние, возникающее само собой при выполнении определенных условий
(§3). Обычно мы это называем состоянием задумчивости, и оно бывает довольно часто у всех в
транспорте, на неинтересных лекциях, на рыбалке, перед экраном телевизора. Поэтому задача
занимающегося заключается не в нагромождении сложного здания аутогенного состояния, а в
пассивном разрешении ему возникнуть самому собой. Это может показаться на первых порах
странным, но вспомните, как долго нас отучали в детстве «отвлекаться», «витать в облаках»!
Брошюра рассчитана на внимательное чтение. Она снабжена перекрестными ссылками в
том случае, если материал занятия упоминается в других параграфах. В тексте даны 11
практических заданий. К выполнению следующего задания можно переходить, только
выполнив предыдущие.
Мы надеемся, что брошюра будет полезна и инструкторам аутогенной тренировки, так как
по нашему глубокому убеждению только освоивший АТ, понимающий ее специфику,
трудности, стоящие перед занимающимся, может эффективно ее преподавать. Для
инструкторов есть примечания, напечатанные петитом и снабженные подзаголовком
«Инструктору».
Инструктору. Задача инструктора не столько информировать занимающихся и давать
им задания для самостоятельных занятий, сколько побуждать к самостоятельным занятиям и к
выполнению заданий на занятии, постоянно подчеркивать эффективность пассивной позиции
(см §3), а в идеале олицетворять аутогенную тренировку быть спокойным, неторопливым,
уверенным в том, что он научит, а занимающиеся научатся аутогенной тренировке. Инструктор,
сам занимаясь аутогенной тренировкой, проникается мыслью о том, что АТ это не что иное,
как в определенные моменты отдача лени и созерцанию, что аутогенное состояние возникает
само собой при выполнении определенных требований (см. §3), что он, как и все другие, давно
неосознанно входит в аутогенное состояние, «задумываясь». Наш опыт убеждает в том, что
занимающиеся легко отличают напускной оптимизм инструктора, не занимающегося АТ, от
оптимистических заверений инструктора, который познал АТ на собственном опыте.
§ 1. АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Аутогенная тренировка метод самостоятельного вызывания у себя особого
(аутогенного) состояния, использования этого состояния и самостоятельного выхода из него.
Об аутогенном состоянии (см. § 19) «Ауто» сам, «генос» рождение. Слово «аутогенная»
(самородная) указывает, что источником положительных воздействий является сам
занимающийся, а слово «тренировка» подчеркивает необходимость регулярных занятий.
Аутогенная тренировка предложена в 1932 г. немецким врачом Иоганном Генрихом
Шульцем (1884-1970 гг.). Изучая самоотчеты людей, погруженных в гипнотическое состояние,
И Г. Шульц заметил, что физиологические сдвиги сопровождаются определенными
ощущениями. Например, расслабление мышц сопровождается ощущением тяжести, а
наполнение кровью капилляров кожи ощущением тепла. Им был предложен метод
вызывания физиологического сдвига путем пассивной концентрации внимания на зачатках
ощущения, вызывающего этот сдвиг. Так концентрация внимания на реальной тяжести тела
способствует углублению расслабления мышц, а концентрация на реальном тепле тела
притоку крови в капилляры кожи.
|