Navigation bar
  Print document Start Previous page
 141 of 640 
Next page End  

лишь постулируется. Леонтьев предложил иное решение проблемы: психика, сознание «живет» в
деятельности, которая составляет их «субстанцию»; сознание как образ является «накопленным
движением», т. е. свернутыми действиями, бывшими вначале вполне развернутыми и «внешними», т. е.
сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность — оно
«встроено» в деятельность и неразрывно с ней.
Развивая идеи Леонтьева, П. Я. Гальперин рассматривал психику как ориентировочную
деятельность,
которая неотторжима от собственно «внешней» предметной деятельности, сама может
считаться «внешней» в том смысле, что ориентировка осуществляется «внешнедвигательным образом»,
и, даже когда она становится «внутренней», это деятельность с предметами внешнего мира; и поэтому
нельзя, строго говоря, противопоставлять психическое как внутреннее деятельности как внешнему.
Действительная противоположность, по Леонтьеву, — противоположность процесса (деятельности,
ориентировки, умственных действий и т. п.) и образа (как «накопленного», «остановленного на
мгновение» процесса, как результативного выражения процесса). (Ср. Восприятие.)
Результатами конкретно-эмпирической разработки Е. с. и д. п. являются весьма красивые
исследования, доказывающие, что включение того или иного психического процесса в различные виды
деятельности меняет его результативность и др. свойства: напр., в сюжетно-ролевой игре, являющейся
ведущей деятельностью для дошкольников современного общества, дети обнаруживают гораздо
большую способность к запоминанию к.-л. материала, нежели в условиях общения с
экспериментатором в лаборатории; амплитуда движений раненой руки существенно меняется от
степени осмысленности деятельности для испытуемого (в значимой для субъекта трудовой или
спортивной деятельности восстановление системы движений идет намного быстрее, нежели в условиях
простых механических упражнений); включение в совместную деятельность с др. людьми зачастую
кардинально меняет сложившееся к тому времени к ним отношение и т. п. (Е. Е. Соколова.)
Добавление: Е. с. и д. п. есть не вполне законное расширение результатов исследования
развития сознания и деятельности в онтогенезе на всю человеческую жизнь.
На самом деле, сознание
уже к подростковому возрасту автономизируется от деятельности, и начинается интенсивная работа
подростка по самоопределению.
Подобное расширение вызвано идеологическими причинами, необходимостью следования
марксистско-ленинским догмам: «бытие определяет сознание», «сознание вторично» и т. п. Сов.
психологи были вынуждены не отпускать свое сознание с короткого поводка деятельности. Для
человека типична асимметрия сознания и деятельности. Фихте писал, что человек формирует
деятельности и их органы, «душой и сознанием намеченные». Л. С. Выготский утверждал, что высшие
психические функции источником своего происхождения имеют сознание. Сознание, как и его субъект,
есть часть действительного бытия, — писал Г. Г. Шпет.
Согласно М. М. Бахтину,
сознание и
мышление участны в бытии. М. К. Мамардашвили настаивал на существовании единого континуума
бытия-сознания. Трактовка сознания как продукта деятельности есть упрощение действительного
положения и ограничение свободы сознания по отношению к возможному пространству деятельностей.
См. Деятельность как методологическая проблема психологии. (В. П. Зинченко.)
ЕСТЕСТВЕННЫЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ МЕТАЯЗЫК — см. Желание.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (англ. natural experiment)
— особый вид
психологического эксперимента,
разработанный известным рос. психологом А. Ф. Лазурским (1874-
1917). Лазурский впервые доложил о Е. э. на 1-м съезде по экспериментальной педагогике (1910), а в
1918 г. вышла в свет книга «Естественный эксперимент и его школьное применение» — итог 6-летней
работы кружка, организованного Лазурским из числа сотрудников психологической лаборатории
Психоневрологического института. Значительный вклад в разработку Е. э. внесли также психологи М.
Я. Басов и В. А. Артемов («Естественный эксперимент». М., 1927).
Е. э. соединяет положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и
метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Он проводится
в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом
исследования. Это позволяет избежать отрицат. влияния эмоционального напряжения и
преднамеренности ответной реакции. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, Е. э.
позволяет изучать психические процессы и свойства личности в естественных условиях трудовой,
учебной или игровой деятельности. Он доступен и несложен для проведения. Наблюдение нередко
дополняется беседой с испытуемым.
Недостаток метода Е. э. — сложность вычленения для наблюдения отдельных элементов в
целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного
Hosted by uCoz