Navigation bar
  Print document Start Previous page
 158 of 640 
Next page End  

(нозос) относят шизофрению, маниакально-депрессивный психоз (биполярное аффективное
расстройство) и др. (Ю. В. Гущин.)
ЗЕЙГАРНИК БЛЮМА ВУЛЬФОВНА (1900-1988) сов. психолог. В 1920-е гг., учась в
Германии у К. Левина,
провела исследование по проблеме забывания завершенных и незавершенных
действий, в котором был экспериментально доказан эффект лучшего (в 1,9 раза) запоминания
незавершенных действий (см. Зейгарник эффект).
Впоследствии разрабатывала проблемы
патопсихологии (г. о. патологии мышления) на основе идей Л. С. Выготского и деятельностного
подхода в психологии, явившись одним из основателей отечественной патопсихологии. Известна также
своими исследованиями современных теорий личности. (Е. Е. Соколова.)
ЗЕЙГАРНИК ЭФФЕКТ (англ. Zeigarnik effect)
— мнемический эффект, состоящий в
зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. З.
э. назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина Б. В. Зейгарник.
Суть феномена
состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это
объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает
разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной
памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.
ЗЕРКАЛЬНОЕ Я (англ. mirror self; looking-glass self).
1. З. Я — основное понятие теории развития личности, разработанной амер. социологом Чарлзом
Кули (Cooley, 1864-1929). Кули использовал , термин «З. Я» для
образа Я, самосознания личности.
Основанием для этого метафорического термина служила развивавшаяся им идея о том, что образ Я (в
современной интерпретации он является частью Я-концепции)
человека формируется в результате
усвоения установок (мнений, оценок) др. членов «первичных групп» (тоже термин Кули) по отношению
к данному человеку. Др. люди, напр. родители, играют роль зеркала, в которое смотрится и познает себя
ребенок; от них он узнает первые сознательные сведения не только о внешнем мире, но и о самом себе
(имя, пол, возраст, родственные отношения, национальность, гражданство, способности, морфо-
физиологические свойства и т. д.). Идею «зеркального» формирования образа Я развивал также Дж.
Мид (1863-1931), который считал, что самосознание человека есть, кроме того, взгляд на себя с
обобщенной т. зр. множества др. людей (группы), с которыми он взаимодействует в совместных видах
деятельности. Согласно Миду, «индивид познает себя не прямо, а только косвенно, с частных т. зр. др.
членов группы или с обобщенной т. зр. всей группы, к которой он принадлежит». См. Обобщенный др.
2. В современной психологии З. Я, как правило, не отождествляют ни с Я-образом (образом Я),
ни с Я-концепцией. Термином «З. Я» обозначается «восприятие» личностью своего собственного
«отражения» в сознании и поведении др. людей. Син. Меня-концепция (в отличие от Я-концепции).
Иногда З. Я. включают в состав Я-концепции. Предполагается, что человек дифференцирует свои
собственные представления о себе от своих представлений о том, как он же воспринимается и
оценивается разными другими, какое впечатление он производит на них. (Б. М.)
ЗИНЧЕНКО ПЕТР ИВАНОВИЧ (1903-1969) сов. психолог, представитель Харьковской
школы, с середины 1930-х гг. разрабатывал теоретически и экспериментально деятельностный подход в
психологии памяти; в 1960 г. основал и возглавлял до своей кончины кафедру психологии в
Харьковском ун-те. Наиболее крупные достижения З. связаны с изучением возрастного развития
непроизвольной и произвольной памяти.
Первые экспериментальные работы З. (1939) концептуально
основывались на теории деятельности и предшествовали первым публикациям А. Н. Леонтьева (1941,
1944 и др.), в которых излагались основные понятия и положения психологического анализа
деятельности. На основе теории деятельности З. открыл и тщательно исследовал целый ряд
мнемических эффектов: эффект интерференции мнемической и «познавательной» задач; структурно-
деятельностный эффект (материал, составляющий цель действия, запоминается более эффективно,
чем аналогичный материал, относящийся к условиям достижения цели); негативный эффект возраста
(превосходство первоклассников над более старшими возрастными группами в непроизвольном
запоминании чисел при решении арифметических задач); а также эффект, который открыли амер.
когнитивные психологи Н. Сламека и П. Граф (1978), давшие ему название «эффект генерации»
(лучше запоминается материал, который испытуемые сами придумывают, по сравнению с аналогичным
материалом, который им предъявляется). Последний можно рассматривать как вариант структурно-
деятельностного эффекта и, по справедливости, должен называться «эффектом Зинченко».
Исследования З. имели тесную связь с педагогической практикой. (Б. М.)
ЗНАК (в психологии) (англ. sign)
— компонент деятельности человека, средство его
сознательной ориентировки в объектах внешнего мира, управления собственным поведением и
Hosted by uCoz