Navigation bar
  Print document Start Previous page
 372 of 640 
Next page End  

упорядочивания объектов внешнего мира. Данный факт свидетельствует о том, что логика возникает в
деятельности людей задолго до появления способности к упорядочиванию объектов по их
существенным признакам и до возникновения понятийного мышления.
Концепция П. м. основывается на допущении о том, что представители доцивилизованных
обществ были невосприимчивы к противоречиям, т. е. они не могли замечать различия между
вымыслом и реальностью. По словам Леви-Брюля, аборигены даже не имели понятия о том, что чье-
либо высказывание м. б. ошибочным. Говоря об отсутствии способности замечать противоречия в
явлениях, этот автор полагает, что у представителей доцивилизованного общества мышление было
индетерминично, т. е. они смешивали предшествующие события с последующими, причину со
следствием и пр. В этой связи следует отметить, что невосприимчивость к противоречиям часто
встречается и у людей современного общества. Доказательства существования П. м. представляются
неубедительными, потому что они относятся лишь к деятельности людей, связанной с соблюдением
религиозных норм.
Религиозные нормы (обряды) усваивались людьми того времени часто бессознательно (путем
имитации, см. Подражание), и в силу этого действия, основанные на религиозных представлениях, не
относились к действиям «актуально сознаваемым» (термин, введенный А. Н. Леонтьевым).
Эти
действия не входят в сферу мышления, а связаны с областью веры. Кроме того, религиозные нормы
выступали в роли постулатов; люди ссылались на них в качестве исходных посылок и делали из них
выводы. Такой способ умозаключения вполне соответствует требованиям логики как науки, изучающей
законы получения правильного вывода. Поэтому в данном случае один вопрос подменяется др.:
несоответствие содержания посылок и действительности в умозаключениях людей выдавалось за
показатель алогичности их мышления. Между тем эта область не связана с логикой, а относится к
компетенции др. наук (гносеологии). Поэтому приведенные доводы Леви-Брюля не могут служить
основанием в пользу существования у представителей доцивилизованных обществ П. м.
ПРЕГНАНТНОСТЬ (от лат. praegnans содержательный, обремененный, богатый) одно из
основных понятий гештальт-психологии,
означающее насыщенность, содержательность,
завершенность гештальтов,
пришедших в уравновешенное, стабильное состояние. Прегнантные
гештальты, или «хорошие формы», характеризуются простыми, замкнутыми, отчетливо выраженными
границами, симметричностью, четкой внутренней структурой, в которой выявляются существенные
черты, свойства фигуры. Законом П., т. е. стремлением гештальтов к уравновешенности и
упорядоченности, В. К¸лер объясняет направление перцептуальной и интеллектуальной деятельности, а
также нахождение способов решения задач. П. — чисто описательное понятие, которое характеризует
лишь конечные результаты перцептивной деятельности человека в некоторых условиях, но не
объясняет эту деятельность. Закон П. вступает в противоречие с требованиями практической
деятельности человека, условием успешности которой является адекватность образов восприятия
воспринимаемым объектам, какой бы неправильной формой или структурой они ни обладали. Но
поскольку большинство окружающих человека объектов обладает симметричным строением, четкостью
границ, отчетливой структурой, понятие П. содержит правильное описание многих образов восприятия
человека.
ПРЕДБОЛЕЗНЬ — см. Норма.
ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ см. Возраст, Ранний возраст.
ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ (англ. objectivity of perception)
— отнесенность всех
получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, напр., не к
раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке сенсорной
информации. Результаты современных экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что
младенцы уже в первые месяцы жизни воспринимают предметы не как постоянно меняющиеся
состояния своих органов чувств (первородный хаос ощущений), а как нечто, независимо от них
существующее и противостоящее им во внешнем окружении. Формирование П. в. в онтогенезе связано
с первыми практическими действиями ребенка, которые имеют предметный характер, направлены на
внешние объекты и приспособлены к их особенностям, местоположению и форме. В дальнейшем, когда
восприятие выделяется в относительно самостоятельную систему перцептивных действий,
практическая деятельность продолжает ставить перед ним перцептивные задачи и неизбежно требует
адекватного, следовательно предметного, отражения действительности.
ПРЕДОЩУЩЕНИЯ (англ. presensation, preperception)
— процессы и состояния в сенсорной
системе,
которые вызываются внешней стимуляцией, регистрируются физиологическими методами и
не вызывают у наблюдателя сознательных ощущений.
В психофизиологии экспериментально доказано
Hosted by uCoz