Navigation bar
  Print document Start Previous page
 125 of 537 
Next page End  

Культурные
ценности
Независимость
Уважение к
властям
Послушание
Расовая
идентификация
Самоконтроль
Социальный
этикет
Эмоциональная
зрелость
Уважение к
старшим
Верность семье
Тесные
межличностные
связи
Взаимное
уважение
Самоуважение
Центральное
положение семьи
Единение
Гармония
Скромность
Общие
родительские
действия и
убеждения
Строгая
дисциплина
Совместное
выполнение
родительских
обязанностей
Родительский
контроль
Строгая
дисциплина
Улаживание
конфликтов с
помощью
переговоров
Родитель в
качестве учителя
Либеральная
дисциплина
Совместное
выполнение
родительских
обязанностей
Свобода
Либеральная
дисциплина
Совместное
выполнение
родительских
обязанностей
Совесть в
качестве того, что
дисциплинирует
Задачи терапии
Какие цели обычно преследуются при проведении терапии? Уменьшить число симптомов
(проблем)? Вызвать значительные перемены, которые
будут способствовать долговременному
нормальному функционированию ребенка? Или и то, и другое вместе? Поскольку симптомы детей
зачастую представляют собой выражение их неудачных попыток приспособиться к обстоятельствам, в
наше время семье ребенка и его сверстникам уделяют больше внимания, чем ребенку в отдельности
(Howard & Kendall, 1996b). Соответственно, задачи терапии часто сосредоточиваются на формировании
у детей навыков адаптации к социальной среде, навыков, которые не просто кратковременно устраняют
проблемы в поведении, а облегчают долговременную адаптацию. Хотя ослабление симптомов является
одной из важнейших задач терапии, другие цели лечения и его результаты также имеют решающее
значение для ребенка, семьи и общества в целом (Jensen, Hoagwood & Petti, 1996). Эти задачи терапии и
результаты просуммированы ниже (Kazdin, 1997а).
Результаты, относящиеся к детскому функционированию. Ослабление или устранение
симптомов, улучшение функционирования, повышение социальной компетентности и академической
успеваемости.
Результаты, относящиеся к функционированию семьи. Уменьшение уровня семейной
дисфункции, улучшение супружеских отношений и отношений между братьями и сестрами, снижение
стресса, улучшение качества жизни, облегчение от бремени забот, поддержка семьи.
Результаты общественной важности. Рост участия ребенка в школьной деятельности (рост
посещаемости, снижение числа прогулов, уменьшение числа детей, выбывающих из школы), снижение
числа случаев вызовов в детские правоохранительные органы, снижение потребности в специальном
обследовании, снижение числа случайных травм или фактов злоупотребления наркотиками, улучшение
физического и психического здоровья.
Взаимосвязанная совокупность физических, поведенческих, социальных и учебных проблем,
которая характерна для большинства детских нарушений, требует мультидисциплинарного подхода для
решения задач лечения и профилактики. Во многих случаях необходимо применение медикаментозного
лечения или медицинского вмешательства, согласованного с психосоциальным вмешательством, —
например, то, что мы обсуждаем в связи с синдромом гиперактивности, аутизмом, синдромами
тревожности, расстройствами питания, депрессиями и хроническими заболеваниями. Таким образом,
комбинированное вмешательство становится все более распространенным (Kazdin, 1996). Вдобавок,
психологические вмешательства для детей и подростков часто требуют интеграции с эффективными
стратегиями обучения, как показано в последующих главах, посвященных нарушениям способности к
обучению и коммуникации, а также умственной отсталости. Наконец, некоторым детям требуется
поддержка со стороны общественных и социальных служб, для их защиты и удовлетворения основных
нужд. Эти вопросы мы обсудим в главе 14, где говорится о жестоком обращении с детьми и отсутствии
заботы о них.
Hosted by uCoz