Navigation bar
  Print document Start Previous page
 25 of 537 
Next page End  

протяжении XX в.
Патологическое поведение детей и подростков
Мне было жаль его. Я спросил, почему он не ходит в школу. «О, — сказал он, — школа это
пустая
трата времени. Я там ничего полезного не узнаю. У меня есть другие дела. Кроме того, все
ребята делают из меня шута. Я ношу джинсы, и они надо мной смеются. Я говорю с южным
акцентом, и они снова надо мной смеются. Я им не нравлюсь. И они не нравятся мне». У него были
увлечения, но больше всего он «любил оставаться один и заниматься чем-то в одиночку». Именно так
он и жил те 18 месяцев, что провел в Нью-Йорке. Он вставал в 9 утра и смотрел телевизор до 2 или 3
часов дня. Дома он был один. Мать уходила на работу. Я спросил его, что он думает о матери. Он
ответил: «Ну, я должен жить с ней, поэтому, наверно, я ее люблю». Но он не выказал искренней
привязанности к ней, также как и она к нему. (Sites, 1967)
Эти комментарии были сделаны инспектором, курирующим условно осужденных, по поводу его
отношений с 13-летним подростком по имени Ли Харви Освальд, который находился под надзором за
постоянные прогулы. Заметьте, что названная провинность — прогулы — была связана с его
неприязнью к школе, насмешками со стороны сверстников, социальной изоляцией, отчужденностью и
отсутствием эмоциональной близости даже с матерью. Этот пример показывает, как относительно
обособленную проблему бывает трудно классифицировать относительно ее причин, проявлений и
сопутствующих факторов. Здесь же мы сталкиваемся с несколькими ключевыми вопросами. Во-первых,
как мы определяем, что нормально, а что — нет? Многие дети
прогуливают школу на той или иной
стадии подросткового периода. Во-вторых, когда незначительная трудность превращается в проблему?
В данном случае, счел ли кто-нибудь, что прогулы Освальда в принципе могут привести к серьезным
социальным проблемам или что они вызваны подобными проблемами? Наконец, почему
патологические паттерны поведения некоторых детей относительно непрерывны, начинаясь в раннем
детстве и продолжаясь в юности и зрелости, тогда как другие дети демонстрируют более изменчивые
(прерывистые) паттерны развития и адаптации? Наконец, не присутствовало ли в поведении маленького
Освальда нечто, способное подсказать, что годы спустя он убьет президента Джона Ф. Кеннеди?
<Было ли в детстве Ли Харви Освальда нечто такое, что могло бы указать на его необузданное
поведение в будущем?>
Эти вопросы являются центральными для определения и понимания патологического поведения
детей и гарантируют вдумчивое рассмотрение. Однако простых и быстрых ответов на них не
существует. (Это должно быть хорошо знакомо тем из вас, кто специализируется на психологии.)
Большая часть детских расстройств сопровождается различными патологиями в поведении и развитии,
проявляющимися в разной степени: от более заметных и вызывающих тревогу (таких как прогулы
уроков и плохое поведение) до более скрытых и привычных самим участникам ситуации (таких как
семейные неурядицы или родительское неприятие).
Более того, специалисты в области психического здоровья, пытаясь понять недостатки детей,
слишком часто непреднамеренно забывают об их достоинствах. Однако многие дети эффективно
справляются с трудностями в тех областях своей жизни, которые не обращают на себя внимание
специалистов именно из-за отсутствия патологий, и делают это несмотря на трудности, связанные со
специфическими психическими расстройствами. Понимание взрослыми этих уникальных достоинств и
способностей детей может облегчить помощь в адаптации. Кроме того, в некоторых случаях дети могут
демонстрировать не крайние формы патологии или только ранние признаки возникающей проблемы, а
не полностью проявленное расстройство. Поэтому, чтобы судить о том, что является патологией, мы
должны тонко чувствовать стадию развития каждого ребенка и учитывать методы и способы
компенсации трудностей, присущие каждому ребенку (Compas, Connor-Smith, Saltzman, Thompson &
Wadsworth, 2001).
Детские расстройства, подобно расстройствам у взрослых, обычно рассматривают с точки зрения
отклонений от нормы, однако остаются разногласия в отношении того, что считать нормальным, а что
— патологическим. Читая следующие разделы, помните о том, что определение границ между
патологическим и нормальным функционированием имеет в значительной мере произвольный
характер, и что поступающие данные постоянно пересматриваются, для того чтобы наши представления
были более точными и полными.
Hosted by uCoz