Navigation bar
  Print document Start Previous page
 271 of 537 
Next page End  

приблизительно 3%,
если учитывается непродолжительный промежуток времени, в течение которого
возникали симптомы, и приблизительно 8% за годичный период. Однако показатель
распространенности заболевания, независимо от того, был ли подросток когда-либо прежде подвержен
депрессии или нет, составляет не менее 20% (Lewinsohn, Clarke, Seeley & Rohde, 1994). Этот показатель
аналогичен показателю у взрослых, что наводит на мысль о том, что причину депрессии у взрослых
людей, вероятно, нужно искать в юности (Harrington, Rutter & Fombonne, 1996; Lewinsohn, Hops,
Roberts, Seeley & Andrews, 1993).
Как бы высоки не были эти показатели, они могут недооценивать всю серьезность
существующей проблемы. Во-первых, оценка распространенности депрессии, сделанная на основе
формального диагноза большого депрессивного расстройства может не учитывать многие случаи
проявления депрессии, о которых сообщают сами больные. Во-вторых, у большинства подростков, у
которых не обнаруживаются диагностические критерии большого депрессивного расстройства,
наблюдаются, тем не менее, значительные ухудшения, связанные с социальным взаимодействием,
когнитивными навыками, способностями к адаптации, семейными взаимоотношениями и
подверженностью стрессу. По сравнению с другими молодыми людьми, у них повышен риск
возникновения в будущем депрессии и наркомании (Gotlib, Lewinsohn & Seeley, 1995; Herman-Stahl &
Petersen, 1996).
Умеренный рост числа депрессивных расстройств среди детей в возрасте от 6 до 10 лет,
вероятно, не имеет под собой биологических оснований, а скорее отражает рост самосознания и
развитие когнитивных способностей, расширение вербальных возможностей для описания своих
симптомов, и свидетельствует об увеличении учебной нагрузки и влияниях со стороны социального
окружения. Наоборот, резкое увеличение депрессивных расстройств у подростков, по-видимому,
является результатом взаимодействия процесса биологического созревания в пубертатный период и
важных изменений, связанных с процессом развития, которые происходят в это неспокойное время.
Данная гипотеза подтверждается значительными гендерными различиями в протекании депрессивного
расстройства после завершения пубертатного периода (что будет обсуждаться ниже), развитием
биполярного расстройства и относительной стабильностью в показателях большого депрессивного
расстройства на протяжении пубертатного периода развития (Birmaher et al., 1996b).
Сопутствующие расстройства
Раймонд: Депрессия и вспышки ярости.
Шестнадцатилетний Раймонд живет вдвоем с матерью. В течение последних нескольких
месяцев он постоянно выглядит печальным и несчастным, его охватило чувство собственной
никчемности. Его отвергают сверстники, и он проводит большую часть времени дома, в одиночестве,
стараясь избегать школьных контактов. Раймонд постоянно чувствует усталость, у него часто
возникает бессонница, он может лежать ночью часами без сна, а затем с трудом поднимается с
постели утром. Они с матерью обеспокоены его весом, который сильно увеличился из-за того, что он
не способен контролировать свой аппетит и употребляет в больших количествах чипсы, сласти и
газированную воду В школе он не в состоянии сконцентрироваться на занятиях.
Апатичность и отчуждение, демонстрируемые Раймондом, тем не менее сочетаются у него с
периодическими вспышками ярости и агрессии. Он часто набрасывается в гневе на мать, в яростном
порыве недавно пробил кулаком стену и дверь в доме. Он также несколько раз устраивал драки с
другими учащимися своей школы из-за того, что те его дразнили. Он не слушается дома и нарушает
правила поведения в школе, что приводит к частым конфликтам с матерью и школьной
администрацией. Причиной направления Раймонда к специалисту стало его задержание за кражу в
местном магазине. Ему был поставлен диагноз большого депрессивного расстройства с
сопутствующим кондуктивным расстройством (Адаптировано из Compas & Hammen, 1994)
Подобно Раймонду, у 70% подростков с большим депрессивным расстройством наблюдается
одно или несколько других расстройств (Simonoff et al., 1997). Наиболее часто встречающимися
сопутствующими расстройствами у подростков, находящихся под клиническим наблюдением в связи с
большим депрессивным расстройством, являются тревожные расстройства, в частности
генерализованное тревожное расстройство, специфические фобии и тревожное расстройство в связи с
разлукой (separated anxiety disorder) (Compas & Oppedisano, 2000; L. D. Seligman & Ollindick, 1998).
Широко распространены также дистимия, кондуктивное расстройство, синдром гиперактивности и
Hosted by uCoz