Navigation bar
  Print document Start Previous page
 311 of 537 
Next page End  

другие «нежелательные лица» в очередной раз стали восприниматься как угроза для общества; их вновь
боялись и подвергали остракизму.
Врезка 9.2
Взгляды на умственную отсталость начала XX века — газетное сообщение
«Слабоумные пополняют ряды преступников. Доктор Генри Стоддард сообщает, что социальные
проблемы могут быть решены путем сегрегации их. Не позволяйте им жениться. Он считает, что такая
политика со временем серьезно уменьшит преступность, болезни и пьянство.»
Из армии слабоумных Соединенных Штатов, насчитывающей 300 000 человек, приходят
рекруты, пополняющие ряды пьяниц, преступников, нищих и других изгоев социума. Двадцать пять
процентов девочек и мальчиков в наших исправительных учреждениях умственно неполноценны и не
способны видеть разницу между хорошим и плохим, или слишком слабохарактерны, чтобы поступать
хорошо всякий раз, когда есть хоть малейшее побуждение совершить плохое. Шестьдесят пять
процентов этих детей имели мать или отца, или же обоих, страдающих слабоумием. Наша страна так
давно не предпринимала никаких попыток сегрегации подобных невменяемых людей, что число их
непрерывно увеличивается...
За счет этой армии ширятся ряды преступников, нищих, пьяниц, людей-никогда-не-
поступавших-хорошо и других, не приспособленных к общественной жизни. Их неприспособленность
является первопричиной уверенности в том, что они в конце концов будут обременять общество в том
или ином виде. Действительно, исследования показывают, что среди преступников, пьяниц и прочих,
подобных им, действительно находится большой процент лиц, умственно неполноценных.
(Источник: New York Times, 10 марта 1912.)
---
Тем временем первые специалисты в психологии развития выдвинули предположение, что дети с
8 до 12 лет проходят через «стадию предков», и в эти годы возникает нравственное мышление. Как
описывает это Стэнли Холл (G. Stanley Hall), выдающийся психолог, игравший важную роль в развитии
психологии образования, дети в этом возрасте были «зрелыми варварами», которым требовались
настойчивые усилия социума, чтобы можно было с уверенностью сказать, что они прошли эту стадию и
стали готовы к цивилизованной жизни (Gelb, 1995). Люди с различными нарушениями или с меньшим
социальным статусом — особенно члены меньшинств, женщины, дети, а также те, чьи физические и
умственные способности вызывали сомнение — стали считаться неспособными рассуждать или
мыслить, что, конечно, обеспечило дальнейшие оправдывающие обстоятельства для ущемления их прав
и возможностей продвигаться вперед. И в самом деле, по общему праву Англии, психически
неполноценные, равно как и лица, не достигшие 18 лет, а также замужние женщины считались
неспособными входить в юридическое соглашение.
Определение и измерение интеллекта и адаптивности детей
На рубеже столетий изыскательская работа двух французских педагогов, Альфреда Бине и
Теофила Симона (Alfred Binet and Theophile Simon), привела к первым успехам в сфере
интеллектуального функционирования детей.
Бине и Симон получили задание разработать способ выявления школьников, которым может
потребоваться специальная помощь в обучении. Они взялись за выполнение этой монументальной
задачи, разработав первые системы оценки умений рассуждать и мыслить, которые, как считали
исследователи, являются основными процессами высшего мышления. В первых тестах ребенку
давалось задание манипулировать незнакомыми предметами, такими как блоки или фигуры, решать
головоломки и подбирать части знакомого объекта. Этот тест потом превратился в шкалу Стенфорд—
Бине, которая остается одним из наиболее распространенных тестов интеллекта (Achenbach, 1982).
Начиная с этих первых оценок мыслительных способностей, общий интеллект теперь
определяется коэффициентом интеллекта (IQ или его эквивалент), устанавливаемым путем оценки по
одному или нескольким стандартизованным, подобранным под человека тестам интеллекта, таким как
Векслеровские шкалы интеллекта —
III (WISC-III), Стенфорд—Бине-IV и набор тестов для детей
Кофмана. Эти тесты оценивают различные вербальные и визуально-пространственные навыки у детей,
такие как знание окружающего мира, представление о сходстве и различии, математические понятия,
Hosted by uCoz