Navigation bar
  Print document Start Previous page
 392 of 537 
Next page End  

что отправить к врачу удалять зуб. Сам он ни за что не берется за книгу, потому что не может
прочитать многие слова».
Франсина: Отчужденность и отставание.
Франсина, 7 лет, пришла в новую школу — уже второй раз за два года. В первой школе
требования были слишком высоки и дети дразнили ее, потому что она «не знала, сколько будет два
плюс два». Она часами может играть сама с собой, и это ей нравится; ее не интересует чем заняты
сверстники. «Франсина часто выглядит печальной, отстраненной, кажется, будто она блуждает в
тумане», — рассказала ее мать. Несмотря на
то, что в школе Франсина была окружена заботой и
вниманием, ее мать тревожило то, как к девочке относятся другие дети, а также то, что у нее
совсем нет друзей.
При первом интервью родители Франсины с гордостью поделились со мной своими
воспоминаниями о ее раннем детстве и о важных этапах в развитии: «Франсина начала ходить, когда
ей еще не было года, она была очень разговорчивым ребенком и быстро усваивала новые слова. Это
была здоровая, нормальная девочка, и непонятно, почему она совсем не интересуется школой и другими
детьми». Они продолжали объяснять: «В дошкольном возрасте, когда Франсина ходила в садик, она не
стремилась с кем-нибудь подружиться. Другие дети игнорировали ее, хотя она не делала ничего
такого, что могло бы вызвать их раздражение. Вначале мы с мужем не слишком беспокоились, на
самом деле мы даже гордились тем, как рано наша дочь увлеклась чтением и как много времени она
проводит наедине с книгой или журналом, даже когда ей было всего 4-5 лет хотя, как правило, девочка
не понимала того, что написано. Но когда Франсине исполнилось 5 лет это стало тревожить нас
всерьез, потому что ее совершенно не занимали популярные фильмы, игрушки и другие вещи,
вызывавшие живой интерес у ее сверстников. В дошкольном возрасте у нее возникали затруднения с
числами и восприятием таких понятий, как «больше», «меньше» или «выше». Теперь она знает что
значат эти слова, но по-прежнему теряется, если мы просим ее что-нибудь сосчитать.
Вчера я дала ей карманные деньги, и довольно много; я специально подобрала пенни,
пятицентовые и десятицентовые монетки, чтобы посмотреть, сможет ли она их сосчитать. Мы
усердно пытались сделать это, но Франсина путалась, переключала внимание с одной монеты на
другую и в конце концов решила, что денег у нее больше, чем было на самом деле! А если вы попросите
ее расположить что-нибудь в определенном порядке, например накрыть стол для ужина, то никогда
не будете знать, чем это закончится!»
У Джеймса и Франсины разные проблемы в обучении. Проблемы Джеймса связаны с языком и
чтением. Его способность различать звуки (фонемы) языка недостаточно развита, и это основная
причина трудностей в распознавании слов и их написания.
Проблемы Франсины относятся, главным образом, к области невербального научения, например
к математике. Она хорошо читает, хотя с трудом различает тонкие смысловые оттенки. Она также
смешивает термины и понятия, которые описывают пространственные отношения или связь между
числами.
Область нарушений развития школьных навыков и расстройств коммуникации, которые в
широких научных кругах было принято приписывать к «нарушениям способности к обучению», в
течение последнего десятилетия резко изменилась. Много лет проблемы обучения считались
следствием слабой мотивации или недостаточно убедительных наставлений. К счастью, благодаря
достижениям методики нейроимейджинга, различия в типе нервной организации и развитии детей с
проблемами в области языка и связанными с этим проблемы когнитивного характера находят все
большее понимание. Благодаря последним успехам в области диагностики проблем развития речи,
признаки расстройств коммуникации обнаруживаются на самых ранних стадиях развития ребенка, и
дети получают возможность альтернативного обучения, которое строится с учетом уровня их развития.
В этой главе мы уделяем особое внимание взаимосвязи между развитием речи и появлением
проблем обучения при поступлении ребенка в школу. Мы рассматриваем эти проблемы в процессе
развития, показывая, что расстройства коммуникации (которые диагностируются, главным образом, в
раннем детстве) и нарушения развития школьных навыков (которые устанавливаются чаще всего в
младшем школьном возрасте) имеют общие характерные черты, и что в их основе лежат одни и те же
причины. Следует особо обратить внимание на то, что у дошкольников с расстройствами коммуникации
с большей вероятностью разовьется нарушение способности к обучению в среднем детстве или в
подростковом возрасте (Beitchman & Young, 1997; Tallal, Townsend, Curtiss & Wulfeck, 1991).
Hosted by uCoz