Navigation bar
  Print document Start Previous page
 527 of 537 
Next page End  

способствует сохранение «семейной тайны».
Предотвращение случаев жестокого обращения с детьми и лечение детей, подвергающихся
насилию
Деятельность социальных служб, оказывающих необходимую терапевтическую помощь и
занимающихся предупреждением насилия над детьми, затруднена по следующим причинам: 1) как
правило, самые бедные семьи реже всего стремятся получить помощь; 2) родителей вынуждают
обращаться к профессионалам посторонние люди или соседи, обеспокоенные нарушением
определенных социальных норм и законов; 3) родители не хотят признать проблемы, боясь потерять
детей или опасаясь обвинения в преступлении (эти страхи, разумеется, реалистичны).
Многие дети и взрослые, страдающие от последствий насилия и отсутствия родительской заботы
и нуждающиеся в лечении, находятся в заключении. Так же, как и другие психологические
вмешательства, лечение детей, страдающих от последствий совершенного над ними насилия, и
предотвращение жестокого обращения с детьми основывается на благотворительной помощи. Однако
получить помощь может лишь тот, кто осознает необходимость разрешения существующих у него
проблем. В результате психологические вмешательства, направленные на предотвращение жестокого
обращения с детьми, сталкиваются с трудностями, которые вызваны тем, что родители или опекуны,
совершающие насилие, не желают признавать свою вину (Azar & Wolfe, 1998).
Несмотря на это дети и подростки, выросшие в обстановке насилия, могут изменить отношение к
другим людям, в особенности если лечение начнется рано. Если мы будем опираться на достоинства и
способности человека, а не на его недостатки, эффективность психологического вмешательства
значительно увеличится. Так, например, к родителям первенцев, входившим в группу риска (ее
составляли родители, имевшие низкий социально-экономический статус, слишком юные (до 19 лет) или
родители-одиночки), приходили на дом работники социальных служб и устанавливали с ними связь до
и после родов, оказывали им материальную поддержку, обучали тому, как удовлетворять потребности
развития их детей. Спустя 15 лет эти родители лучше, по сравнению с контрольной группой,
планировали семью с учетом количества детей и их размещения, они меньше нуждались в социальной
поддержке, реже жестоко обращались с детьми, и их детей не так часто арестовывали в подростковом
возрасте (Olds et al, 1997).
Очевидно, что расширение позитивного опыта на ранней стадии развития взаимоотношений
родитель—ребенок довольно перспективно. Это предотвращает жестокое обращение с ребенком и
снижает риск такого обращения впоследствии. Точно так же, программы, обучающие детей и их
родителей тому, как избежать сексуального насилия или как сообщить о нем, помогают детям
справиться с последствиями насилия, особенно это относится к тем программам, которые стимулируют
детей принимать активное участие в предупредительных мерах (М. К. Davis & Gidyscz, 2000; MacIntyre
& Carr, 2000). Формальная терапия также увеличивает шансы преодолеть негативные последствия
насилия и отсутствия родительской заботы. Мы обсуждаем терапевтические методы лечения
последствий насилия и отсутствия родительской заботы в одном разделе, потому что они тесно связаны
с нарушениями воспитания детей. Терапия последствий сексуального насилия над детьми описана нами
отдельно, так как характер и сам процесс терапии уникальны.
Физическое насилие и отсутствие родительской заботы
Лечение может идти в двух направлениях: терапию проходят отдельно родители, отдельно дети,
либо родители вместе с детьми. Независимо от того, как проводится терапия, психологи, устраняющие
последствия физического насилия, как правило, пытаются изменить методы воспитания, которые
используют родители. Их обучают базовым навыкам обращения с ребенком, при этом могут
использоваться когнитивно-бихевиоральные подходы, направленные на устранение озлобленности и
искаженных представлений. Терапия, направленная на преодоление безучастного отношения к ребенку,
акцентирует внимание на ожиданиях родителей и их навыках воспитания. В рамках терапевтического
курса проводятся тренинги по социальной компетенции, включающие обучение семейной
безопасности, гигиене, финансовому планированию. Родители получают необходимые медицинские
знания, учатся тому, как рационально использовать семейные ресурсы и удовлетворять насущные
потребности детей. Кроме того, родители могут получить консультации по поводу преодоления
Hosted by uCoz