Navigation bar
  Print document Start Previous page
 528 of 537 
Next page End  

алкогольной и наркотической зависимости (Azar & Wolfe, 1998). Большинство интервенций направлены
на приобретение родителями необходимых навыков, но при этом желательные изменения в характере
воспитания оказывают сильное влияние и на развитие детей (D. A. Wolfe & Wekerle, 1993).
Поскольку родители, жестоко обращающиеся с детьми, придают слишком большое внимание
контролю и дисциплине или тому, как избежать исполнения родительских обязанностей и сократить
контакты, они редко получают удовольствие от общения с ребенком. Поэтому первоначальная терапия
направлена на установление позитивных взаимодействий так, чтобы и родители, и ребенок получали
удовольствие от общения. В процессе моделирования, ролевой игры и установления обратной связи
родителям показывают, как участвовать в повседневной деятельности ребенка так, чтобы помочь ему
справиться со своими недостатками и развить у него навыки адаптации (D. A. Wolfe, 1991). Выбирается
такая деятельность, которая приносила бы ребенку удовольствие, способствовала взаимодействию и
максимально привлекала бы его внимание. План терапии Мильтона показывает, какое большое
значение имеет первый этап лечения.
Терапия Мильтона — занятие 1.
Понадобилось немного времени, чтобы понять, с какими проблемами сталкивалась Бренда,
общаясь со своим маленьким сыном. Во время нашей первой встречи Мильтон (ему было тогда 4 года)
хотел привлечь внимание своей матери и очень рассердился, когда я попросила ее выйти из комнаты на
несколько минут. Раздосадованный, он даже перевернул стул и попытался ударить Бренду скатанным
в рулон бумажным рекламным плакатом. К счастью, она все же вышла из комнаты и в первый раз
оставила нас наедине. Я нашла игру и несколько его любимых кукол и стала устанавливать контакт.
Как только Мильтон начал терять интерес, я переключилась на новую деятельность. Я дала понять
Мильтону, что он мне интересен, и предоставила Бренде возможность просто понаблюдать за нами:
«Мильтону все интересно! Правда? Посмотри-ка! У меня есть говорящая кукла. Ты можешь
заставить ее сказать что-нибудь? Отлично, она сама с тобой поговорит (Мильтон направляется к
коробке с игрушками.) «Смотри, Мильтон, у меня есть кукла. Хочешь подержать ее? Ну вот, давай
поиграем. Потом, когда мы поиграем, придет мама и тоже станет играть! Когда мы все устанем,
мы пойдем пить чай. Можешь сложить эти кубики? Ой, ты перевернул их; это смешно. Давай снова
попробуем; только на этот раз ты положи сюда один кубик для меня». Я руководила Мильтоном,
чтобы он не отвлекался, и при этом постоянно говорила вслух. Бренда, находившаяся в смежной
комнате, откуда она наблюдала за общением, могла все слышать.
Как только родители усваивают более гибкий, соответствующий уровню развития их ребенка
адаптивный стиль обучения, ребенок становится более уступчивым и начинает лучше себя
контролировать. Родители наблюдают, как терапевт показывает им позитивные модели взаимодействия,
позволяющие стимулировать внимание ребенка и его заинтересованность. В процессе моделирования
возникает обратная связь. Терапевты показывают родителям, как проявлять доброжелательное
отношение к ребенку: можно улыбнуться, обнять его или похвалить. Кроме того, терапевт учит
родителей выражать тревогу, озабоченность и, когда это необходимо, неодобрение (используя
соответствующую мимику и тембр голоса). Тренинг родителей редко проходит гладко, особенно в
проблемных семьях. Что вы будете делать, когда ребенок просто дурачится и не слушает ваши
указания, пока его отец или мать наблюдают за ним? Эти ситуации часто оказываются полезными,
потому что они помогают родителям применять новые навыки в естественных, «приближенных к
жизни» условиях. Ценность такого моделирования, в процессе которого преодолеваются жизненные
трудности, обнаруживается уже через несколько занятий.
Терапия Мильтона — занятие 4.
Мильтон устал выполнять мои указания. Не обращая внимания на то, что его мать наблюдала
за ним, он решил поразвлечься. Он поднимал игрушки и бросал их, включал и выключал свет. Я
подумала, что смогу справиться с Мильтоном, если сниму его со стула (на который он залез, чтобы
дотянуться до выключателя) и посажу его обратно на диван. Я ошибалась. Он рассердился и злобно
закричал. Так как у меня не было другого выбора (детские психологи знают, когда они проигрывают), я
решила обратиться к Бренде, которая находилась в соседней комнате, чтобы Она могла понять, что
я чувствую и что, как мне казалось, я могу сделать. Не прерывая занятия, я произнесла под
аккомпанемент шума, производимого Мильтоном: «Не знаю, что мне делать. Мильтон, кажется, не
хочет слушаться. Я не буду сердиться, а подожду минуту или две и попробую снова. Моя трехлетняя
Hosted by uCoz