Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 74 
Next page End  

22
Мы не хотели бы преувеличивать влияние подобных исследований на сознание социологов.
Мы полностью осознаем, что не которым из них был присущ элемент изобличительства и
романтизма. Кроме того, мы знаем, что многие социологи являются столь же строгими
ревнителями респектабельного мировоззрения, какими издавна слывут, к примеру, классные
дамы. Тем не менее, мы придерживаемся того взгляда, что социологическое со знание
предрасположено к такому пониманию миров, отличных от респектабельности среднего класса,
которое само по себе содержит зерна интеллектуальной непочтительности. В повторном
исследовании «Мидлтауна» Линды дали классический анализ менталитета американского
среднего класса в целой серии «конечно-утверждений», т.е. утверждений, которые представляли
собой столь безусловное согласие, что ответ на любой вопрос непременно начинался словом
«конечно». «Есть ли в Америке свобода предпринимательства?» - «Конечно!»; «Верно ли, что все
важнейшие решения принимаются с соблюдением демократических процедур?»
-
«Конечно!»;
«Является ли моногамия естественной формой брака?»
-
«Конечно!» Социолог, каким бы
консерватором и конформистом он ни был в частной жизни, знает, что каждое из этих «конечно-
утверждений» отнюдь не бесспорно. Уже в силу такого своего знания он оказывается на грани
непочтительности.
Мотив непочтительности социологического сознания не обязательно заключает в себе или
подразумевает революционную установку. Мы даже осмелимся утверждать, что социологическое
знание враждебно революционным идеологиям, причем не вследствие какой-то особой
склонности к консерватизму, а потому, что социология видит не только сквозь иллюзии данного
status qua, но и сквозь иллюзорные ожидания относительно возможного будущего, которые
обычно составляют духовную опору революционеров. Именно не свойственные революционерам
умеренность и трезвость социологии мы ценим особенно высоко. Говоря о ценностях, можно
только сожалеть о том, что само по себе социологическое познание не обязательно
сопровождается большей терпимостью к человеческим слабостям. На социальную реальность
можно смотреть и с состраданием, и с цинизмом - обе позиции совместимы с трезвым взглядом
на вещи. Но независимо от того, сможет социолог заставить себя относиться с симпатией к
изучаемым явлениям или нет, он всегда будет в какой-то мере дистанцироваться от принятых в
обществе утверждений. Непочтительность - неважно, выражается она в чувствах или в
преследуемых целях - должна, по возможности, постоянно присутствовать в сознании социолога.
Он может отделить ее от остальной своей жизни, прикрыть рутинными повседневными за ботами
разума и даже отвергнуть по идеологическим соображениям. Однако абсолютная почтительность
будет означать смерть социологии. В этом одна из причин совершенного исчезновения истинной
социологии со сцены тоталитарных обществ, прекрасным примером чему может служить
нацистская Германия. По своей природе социологическое познание постоянно несет в себе
потенциальную угрозу для полицейских умов, поскольку оно всегда склонно релятивизировать'»
претензии на абсолютную правоту, на которых настаивают подобные умы.
Прежде чем закончить главу, коснемся еще раз феномена релятивизации, о котором мы уже
не раз упоминали. Скажем пря мо: социология очень созвучна духу современности именно по
тому, что она представляет собой такое понимание мира, в котором ценности радикально
релятивизированы. Эта релятивизация заняла столь большое место в нашем образе
повседневности, что нам сейчас трудно осознать до конца, как могли существовать, а кое-где
существуют до сих пор, закрытые культуры с абсолютно обязательным для всех людей
мировоззрением. Американский социолог Дэниел Лернер, исследовавший Ближний Восток,
четко показал, что «современное сознание» - совершенно новый тип сознания для этих стран. С
позиций традиционного менталитета, нечто всегда есть то, чем оно является в данных условиях,
и невозможно даже вообразить, чтобы оно могло быть чем-то иным. В отличие от
«традиционного сознания» «современное сознание» подвижно. Человек с таким сознанием легко
может поставить себя на место другого, живущего в иных социальных условиях, легко может
представить себя живущим в другом месте и занимающимся другим делом. Например, Лернер
обнаружил, что некоторые неграмотные респонденты словно шутя отвечали на вопрос о том, что
они стали бы делать на месте своих правителей, и совершенно не знали, как отвечать на вопросы
о том, что могло бы заставить их покинуть родную деревню. Иными словами, можно сказать, что
традиционные общества устанавливают строгие и неизменные границы идентификации. В
современном же обществе они неопределенны и подвижны. Никто реально не знает, чего следует
ожидать от правителя, родителей, культурного человека или кого считать нормальным в
Hosted by uCoz