Navigation bar
  Print document Start Previous page
 24 of 74 
Next page End  

24
смысловыми системами, имеющимися в наличии сегодня, дает впечатляющее представление о
том способе, которым эти системы могут обеспечить некую всеобъемлющую интерпретацию
реальности - интерпретацию, в которую может быть включена любая интерпретация
альтернативных систем и путей движения от одной системы к другой. Католицизм может
включить в себя теорию коммунизма, а коммунизм, в свою очередь, выдвинуть собственную
теорию католицизма. С точки зрения католического мыслителя, коммунист живет «во мраке
материалистических иллюзий», в полном неведении относительно «реального смысла жизни», а в
интерпретации коммуниста, его католический vis -а - vi безнадежно погряз «в ложном сознании»
буржуазного менталитета. По мнению же психоаналитика, и католик, и коммунист просто
переводят на интеллектуальный уровень неосознаваемые импульсы, которые реально движут
ими. Психоанализ для католика может быть одним из способов бегства от греховной реальности,
тогда как для коммуниста - отрывом от социальных реалий.
Все это означает, что от выбора
индивидом точки зрения зависит то, как он будет рассматривать свою собственную жизнь.
Военнопленные американцы, прошедшие процесс «промывания мозгов» в китайских застенках,
совершенно изменили свои взгляды на социально-политические реалии. По возвращении в
Америку они вспоминали эти изменения как своего рода болезнь, вызванную внешним
воздействием, подобно тому, как здоровый чело век вспоминает о своих бредовых видениях.
Однако для их бывших тюремщиков такое изменение сознания, взглядов представлялось
короткой искрой истинного прозрения в беспросветном мраке неведения. Для тех же пленных,
которые решили не возвращаться, перемена в их убеждениях может до сих пор казаться
решающим переходом от тьмы к свету. Чтобы не злоупотреблять словом «обращение» (термин,
который несет в себе религиозный смысл), для описания этого феномена мы будем использовать
более нейтральное слово «переключение». Приведенная выше интеллектуальная ситуация
позволяет индивиду «переключаться» с одной системы смыслов на другую, противоположную
первой, или наоборот. Каждый раз принимаемая система дает индивиду новую интерпретацию и
его собственного существования, и всего мира, в том числе новое объяснение прежней системы, с
которой он «переключился» на другую. Кроме того, система смыслов предоставляет средства
борьбы с сомнениями. Конфессиональная дисциплина католиков, «самокритика» коммунистов и
психоаналитические техники пре одоления «противодействия»
- все это служит одной цели:
предупредить изменение взглядов в пользу другой системы смыслов, дать возможность индивиду
самому интерпретировать собственные сомнения в терминах принятой им системы и, таким
образом, удержать его в ее рамках. Кроме того, на низших уровнях искушенности применяются
различные средства, затрудняющие постановку таких вопросов, которые могут представлять
угрозу лояльности индивида. Действие подобных средств можно наблюдать в диалектической
эквилибристике свидетелей Иеговы или негров-мусульман. Но если индивид, преодолев
искушение принять такого рода диалектику, хочет ясно осознать ощущение относительности,
пережитое в результате «переключения», то он должен вступить в новое измерение
социологического мышления, а именно прийти к пониманию того, что не только идентичность,
но и идеи относительны и зависят от специфических социальных условий. В одной из
последующих глав мы увидим, сколь важно для социологического мышления осознавать это.
Здесь достаточно сказать, что релятивизирующий мотив является еще одной фундаментальной
движущей силой социологического познания. В данной главе мы попытались охарактеризовать
социологическое сознание в целом, проанализировав три его мотива: изобличения,
непочтительности и релятивизации. К ним следует добавить четвертый, не столь важный по
своим последствиям, но необходимый для завершения общей картины, - мотив космополитизма.
Испокон веков колыбелью открытости миру и иным способам мышления и действия был город.
В Афинах и в Александрии, в средневековом Париже и Флоренции эпохи Возрождения, в
бурлящих городских центрах новой истории - везде мы обнаруживаем космополитическое
сознание, которое было особенно характерно для городской культуры. Причем под горожанином
в данном случае имеется в виду не просто тот, кто живет в черте города, а тот, кто, несмотря на
свою страстную привязанность к родному городу, мысленно способен охватить мир во всей его
широте. Ум его, даже независимо от души и тела, находит себе дом всюду, где живут думающие
люди. Мы полагаем, что социологическое сознание отмечено именно такого рода
космополитизмом, а местничество с его узостью интересов всегда представляло опасность для
социологического познания (опасность, которую, к несчастью, редко удается избежать в
социологических исследованиях сегодняшней Америки). 
Hosted by uCoz