Navigation bar
  Print document Start Previous page
 31 of 74 
Next page End  

31
бывает опасно игнорировать эти силы. Движение индивида в обществе происходит внутри
тщательно определенных систем власти и престижа. Как только он распознает свое место в
обществе, ему сразу становится ясно, что выбор возможностей не слишком богат.
То, как представители низших классов употребляют местоимения «они» и «им», очень
хорошо отражает сознание раздвоенности человеческой жизни в обществе. «Они» все так
устроили, «они» заказывают музыку, «они» создают правила игры. Причем понятие «они» не так-
то легко соотнести с определенными людьми или группами. «Они»
- это «система», это
сделанная чужими тебе людьми географическая карта, по которой ты должен все время ползать.
Однако полагать, что по мере продвижения на верхние ступени общественной лестницы понятие
«они» теряет такой свой смысл, означало бы слишком односторонне смотреть на эту «систему».
Все-таки наверху действительно больше ощущения свободы в движениях и принятии решений.
Но базовые координаты, в рамках которых индивид движется и принимает решения, и там,
«наверху», задаются другими, большей частью чужими, незнакомыми людьми, многие из
которых давно лежат в могиле. Даже неограниченный самодержец осуществляет свою тиранию
вопреки постоянному сопротивлению - и не обязательно политическом', но и сопротивлению
обычая, договора и  просто привычки. Различные институты привносят в них принцип инерции,
вероятно, находя прочную опору в человеческой глупости и упрямстве. Тиран обнаруживает:
даже в том случае, если никто не предпринимает никаких действий непосредственного против
него, его распоряжения будут вновь и вновь сводиться на нет из-за простого неразумения.
Чуждая ему фабрика общества воспроизводит себя даже вопреки террору. Однако оставим в
покое тиранов. На тех уровнях, где находится большинство людей, в их числе автор этих строк и
(рискнем сказать) почти все, кто сейчас их читает, именно место в обществе задает те правила,
которым индивиду надлежит подчиняться.
Как мы видели, это соответствует точке зрения здравого смысла на общество. Социолог не
вступает в противоречие с нею, а заостряет и усиливает ее, анализирует ее корни, иногда
модифицирует и расширяет ее. Далее мы увидим, что социологический подход выходит за рамки
понимания этой системы и нашей заключенности с позиций здравого смысла. Но в наиболее
специфических социальных ситуациях, которые социолог берется анализировать, он находит
мало оснований оспаривать утверждения типа «во всем виноваты они». Более того, у него это
«они» примет еще более угрожающие размеры и еще страшнее навис нет над нашими жизнями,
чем до проведения социологического анализа. Данную особенность социологического подхода
можно пояснить, рассмотрев две важнейшие области исследований: социальный контроль и
социальную стратификацию.
«Социальный контроль» является одним из наиболее обще принятых понятий в социологии.
Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания
своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже
небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные
механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки. Излишне говорить, что
инструменты социального контроля отличаются огромным разнообразием и зависят от ситуации.
Неразрешимые противоречия в бизнесе заканчиваются тем, что кадровики называют
«окончательным разговором», а в преступном синдикате по аналогии назвали бы «последней
прогул кой на автомобиле». Методы контроля различаются в зависимости от целей и характера
конкретной группы. В любом случае механизмы контроля направлены на то, чтобы исключить
нежелательную персону и (как это было в хрестоматийном случае с гаитянским королем
Кристофом», когда он казнил каждого десятого
«бойца» трудовых батальонов) «взбодрить
остальных».
Самым последним и, несомненно, старейшим средством социального контроля является
физическое насилие. В безжалостном сообществе детей оно до сих пор остается главнейшим. Но
и в цивилизованно управляемых обществах современных демократий последним аргументом
также служит насилие. Ни одно государство не может существовать без какой-либо полицейской
силы или аналогичной вооруженной мощи. Прямое насилие применяют не часто. До его
применения может делаться бесконечное число шагов в виде предупреждений, выговоров... Но
если все предупреждения остаются без внимания, то даже в случае такого легкого нарушения,
как безбилетный проезд, дело, скорее всего, кончится тем, что пара колов' с наручниками и
дубинками выставят вас из автобуса. Даже более или менее предупредительный коп, продающий
Hosted by uCoz