Navigation bar
  Print document Start Previous page
 33 of 74 
Next page End  

33
минимально оплачиваемых приходах окажется на самом деле очень мощным аргументом против
та кого высказывания. Естественно, что откровенное использование подобных аргументов
больше отвечает природе экономических институтов, однако применение экономических
санкций в церквах и университетах по своим конечным результатам не слишком отличается от
тех, которые применяются в мире бизнеса.
Там, где человеческие существа живут или работают компактными группами, где они
лично знают друг друга и связаны друг с другом чувствами личной привязанности (подобные
группы социологи называют первичными), для обуздания реальных и потенциальных девиантов
постоянно действуют чрезвычайно эффективные и одновременно очень тонкие механизмы
контроля. К ним относятся такие механизмы, как убеждение, насмешка, сплетни и презрение.
Замечено, что в ходе групповых дискуссий по прошествии какого-то времени индивиды меняют
свои исходные мнения на более близкие групповой норме, которая представляет собой своего
рода среднеарифметическую всех представленных в данной группе мнений. То, в какой группе
проходит эта норма, явно зависит от ее (группы) состава. Например, в группе из двадцати
людоедов, обсуждающих тему каннибализма с одним нелюдоедом, шансы таковы, что в итоге он
воспримет их аргументы и, с некоторыми оговорками, чтобы сохранить лицо (относительно,
скажем, употребления в пищу ближайших родственников), совершенно перейдет на точку зрения
большинства.
Но в случае группового обсуждения между десятью людоедами, которые считают мясо
человека старше шестидесяти лет слишком грубым для утонченного вкуса, и другими десятью
людоеда ми из данной группы, но более привередливыми и в качестве границы
устанавливающими пятьдесят лет, группа скорее всего согласится с тем, что при сортировке
пленников возраст именно в пятьдесят пять лет следует признать границей между съедобным и
несъедобным. Вероятно, в основе такого неизбывного стремления к согласию лежит глубокое
человеческое желание добиться признания в группе, и, по всей видимости, неважно, в какой,
лишь бы она окружала индивида. Этим стремлением можно весьма эффективно манипулировать,
что хорошо известно работающим с группами терапевтам, демагогам и другим специалистам в
области конструирования согласия.
Насмешка и сплетня являются мощными инструментами социального контроля во всех
типах первичных групп. Во многих обществах прибегают к насмешкам как к одному из основных
средств контроля над детьми - ребенок подчиняется правилам не из страха перед наказанием, а
чтобы не быть осмеянным. В рамках нашей собственной более широкой культуры «розыгрыш»
подобного рода был важной дисциплинарной мерой по отношению к неграм южных штатов. Да и
вообще в некоторых социальных ситуациях большинству людей знаком леденящий душу страх
оказаться посмешищем. Едва ли нужно доказывать, что сплетня особенно эффективна в
маленьких сообществах, где люди почти всегда на виду, под неусыпным присмотром своих
соседей. Сплетня в таких сообществах - один из основных каналов коммуникации,
обеспечивающих непрерывность социального воспроизводства. И насмешками, и сплетнями
может манипулировать любой не глупый человек, имеющий доступ к каналам их передачи.
И наконец, одним из самых распространенных средств наказания, имеющихся в
распоряжении человеческого сообщества, является систематическое презрение и остракизм в
отношении одного из его членов. Не без иронии можно заметить, что это любимый механизм
контроля в тех группах, которые принципиально выступают против насилия. Примером может
служить «бой кот» среди амонийских меннонитов. Индивида, который нару шит один из
основных табу группы (например, вступит в поло вой контакт с посторонним), перестают
«замечать», что означает: ему дозволяется жить и работать в общине, но ни один из ее членов не
будет с ним разговаривать. Трудно представить себе более суровое наказание. Но таковы
приверженцы ненасилия.
Говоря о социальном контроле, следует особо подчеркнуть тот факт, что он очень часто
основывается на заведомо ложных утверждениях. Позже мы подробнее рассмотрим общее
значение, какое придается обману в социологическом понимании человеческой жизни, здесь же
лишь подчеркнем, что любая концепция социального контроля будет неполной, а следовательно,
будет вводить в заблуждение, если не примет в расчет элемент обмана. Маленький мальчуган
может пользоваться большим влиянием в группе своих сверстников, имея старшего брата,
которого в случае надобности он может позвать для разборки со своими «оппонентами». Однако
Hosted by uCoz