Navigation bar
  Print document Start Previous page
 35 of 74 
Next page End  

35
похороны; инженера-экономиста промышленного предприятия, который в калькуляции не
закладывает плановые амортизационные отчисления на устаревающее оборудование;
проповедника, который говорит, что не гонится за численностью своей паствы (вернее,
отпугивает прихожан своим поведением, а говорят так все); государственного чиновника,
который упорно тратит денег меньше, чем предусмотрено бюджетом; рабочего сборочной линии,
который недопустимо, с точки зрения коллег, превышает нормы выработки, и т.д. В этих случаях
экономические санкции применяются наиболее часто и эффективно: врачу отказывают в
практике во всех ранее доступных ему больницах; предпринимателя могут исключить из
профессиональной организации за «неэтичное поведение»; инженеру вместе с проповедником и
чиновником придется отправиться добровольцем Корпуса Мира (куда-нибудь, скажем, в Новую
Гвинею, где нет никаких плановых амортизационных отчислений, где христиане малочисленны и
рассеяны на огромной территории и где государственная машина слишком мала, чтобы быть хотя
бы в какой-то степени рациональной), а рабочий-сборщик может обнаружить, что бракованные
детали со всего завода непонятным образом достаются ему.
Столь же серьезными могут быть санкции общественного бойкота, презрения, осмеяния.
Любая профессиональная роль в обществе, даже самая незначительная, предполагает
специальный кодекс поведения, которым на самом деле едва ли можно пренебрегать.
Приверженность этому кодексу, как правило, столь же необходима для профессиональной
карьеры, сколь и техническая компетентность, и соответствующее образование.
Социальный контроль профессиональной системы имеет огромное значение, ибо профессия
и должность решают, что индивиду можно и что нельзя в остальной его жизни: какие добро
вольные объединения примут его в свои члены, каков будет круг его знакомых, в каком районе
он сможет позволить себе жить. Однако совершенно независимо от профессии индивид вовлечен
в другие социальные отношения, обладающие собственны ми системами контроля, многие из
которых более формальны, а иные даже жестче профессиональных. Правила приема и членства
во многих клубах и братствах такие же жесткие, как правила, по которым отбирается
управленческий аппарат в IBM (иногда, к счастью для охваченного треволнениями кандидата,
они оказываются теми же самыми). В более широких объединениях правила могут быть менее
строгими, и редко случается, чтобы кто-то не сумел их выполнить, но для стойкого
нонконформиста членство из-за принятых в объединении порядков может оказаться столь
тягостным, что длительное участие в нем оказывается по-человечески невозможным.
Естественно, требования, установленные неписаными законами, варьируют очень сильно. Они
могут включать в себя манеру одеваться и говорить, эстетические вкусы, политические и
религиозные убеждения и даже манеру вести себя за столом. Во всех этих случаях они
составляют круги контроля, эффективно описывающих область возможных действий индивида в
определенных ситуациях.
Наконец, та группа людей, в которой проходит так называемая частная жизнь индивида, т.е.
круг семьи и личных друзей, тоже образует систему контроля. Было бы большой ошибкой
полагать, будто давление в этом круге самое слабое из всех только потому, что он лишен тех
формальных средств принуждения, которые есть в других системах контроля. Именно в этом
круге индивид, как правило, имеет наиболее важные социальные связи. Неодобрение, утрата
престижа, осмеяние или презрение в кругу близких имеют гораздо больший психологический
вес, чем те же самые санкции, исходящие откуда бы то ни было еще. Если начальник
окончательно приходит к выводу, что его под чиненный ни на что не годен, то это может иметь
гибельные экономические последствия, но психологический эффект будет гораздо более
разрушительным, если к тому же выводу придет жена работника. Более того, система контроля
со стороны близких может оказать давление именно тогда, когда индивид к нему совершенно не
готов. Обычно на работе человек находится в более выгодной позиции, чем дома: там ему легче
взять себя в руки, быть начеку или притворяться.
Современный американский «культ семьи» и ценности, которые подчеркивают роль
домашнего очага как убежища от проблем внешнего мира и необходимости самоутверждения,
вносят большой вклад в эту систему контроля. Человек, хоть как-то психологически настроенный
дать бой в своем офисе, готов сделать все, что угодно, ради сохранения шаткой гармонии в
семейном кругу. Последний (но не по значимости) вид социального контроля со стороны, как
говорили немецкие социологи, «сферы интимно го», отличается особенно мощным воздействием
Hosted by uCoz