Navigation bar
  Print document Start Previous page
 53 of 74 
Next page End  

53
проанализировал китайское мышление именно затем, чтобы показать отличный от других мир
китайца. Разумеется, различия в таких сферах, как политическая философия, религия или этика,
очевидны. Но Гране утверждал, что фундаментальные различия могут быть обнаружены и в
таких категориях, как время, пространство, число. Очень сходные утверждения сделаны и в
других анализах подобного рода при сравнении, например, «мира» Древней Греции и «мира»
древней Иудеи, «мира» традиционного индуизма и «мира» индуизма современного Запада.
Социология религии - одна их самых плодотворных областей для подобных исследований
отчасти потому, что парадокс социального положения предстает здесь особенно убедительно.
Кажется, совершенно неприличным помещать идеи о богах, о космосе и вечности в социальные
системы людей, привязывая их ко всем человеческим, географическим и историческим
переменным.
В этом заключается один из самых серьезных эмоциональных «камней преткновения»
библеистики, особенно той ее части, в которой пытаются найти, так сказать, Sit?. т Leben
(буквально «место в жизни»
- практически то же самое, что мы называем социальным
положением) этого религиозного феномена. Одно
дело - обсуждать вневременной характер
постулатов христианской веры, и совсем другое - исследовать, как эти постулаты соотносятся с
конкретно-историческими разочарованиями, амбициями и недовольством конкретно-
исторических социальных
страт многоязычных городов Римской империи, куда первые
христианские миссионеры принесли свои послания. Более того, можно говорить о месте самого
феномена религии в обществе с точки зрения таких ее специфических социальных функций, как
легитимация политической власти или ослабление социального недовольства (то, что Бобер
называл «теодицеей страдания», когда религия оправдывает страдание в широком смысле, видя в
нем то
источник революционности, то средство искупления). Универсальность религии
объясняется отнюдь не ее метафизической
достоверностью, а именно такой ее функцией в
обществе. Кроме того, изменения в образцах поведения, свидетельствующих о религиозности, на
протяжении всей истории человечества также можно интерпретировать с социологической точки
зрения.
Возьмем для примера распространение религиозности в сегодняшнем западном мире. Во
многих западных странах посещаемость церкви едва ли не абсолютно коррелирует с классовой
принадлежностью, а именно, регулярное посещение церкви является одним из признаков
принадлежности к среднему классу, тогда как непосещение характерно для рабочего класса.
Иными словами, обнаруживается определенная связь между верой чело века (или, по крайней
мере, внешним выражением этой веры) и его годовым доходом: при снижении доходов ниже
определенно го уровня вероятность, скажем, веры в Троицу будет падать, тог да как при более
высоких доходах она «естественна». Социология знания попытается объяснить связь между
статистикой и спасением и в своих объяснениях непременно останется социологией, т.е. будет
исходить из функционирования религии в конкретной социальной среде. Разумеется, социолог не
сможет разрешить никаких теологических проблем, но зато сможет показать, что эти проблемы
редко обсуждаются в социальном вакууме.
Возвращаясь к предыдущему примеру, социолог не сможет давать советы относительно
того, следует ли предпочесть протестантский фундаментализм менее консервативной версии
этого вероисповедания, но он сможет продемонстрировать социальную функцию каждого
варианта выбора. Социолог не решит за других, крестить им своих детей в младенчестве или
подождать, пока дети вырастут, но он сможет сказать, какие ожидания на этот счет
распространены в различных социальных слоях. Социолог не будет гадать, есть ли жизнь в
загробном мире, но он может указать те жизненные поприща, ступая на которые, желательно
верить (по крайней мере, демонстрировать веру) в загробную жизнь.
Помимо проблемы распространения религиозности в обществе некоторые современные
социологи ставят вопрос о том, позволит ли новый тип личности, формируемый современной
промышленной цивилизацией, сохраниться стандартам традиционного религиозного поведения и
не вступил ли западный мир, ввиду целого ряда социологических и социально-психологических
факторов, вообще в эпоху постхристианства. Впрочем, мы привели достаточно примеров из
области религии, чтобы показать, какое место в обществе отводит идеям социология знания.
Индивид, таким образом, черпает свое мировоззрение из общества точно так же, как он
получает социальные роли и самоидентификацию. Иными словами, его чувства, представления о
Hosted by uCoz